Обращения Цветаевой к поэтам-современникам многочисленны и разнообразны. Цветаева обладала редким даром - удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях.Ее стихотворения, очерки, воспоминания, статьи, посвященные поэтам, содержат тонкий и точный анализ творческой личности. Ее оценки глубоки и оригинальны. Поэтому, знакомясь с творчеством многих авторов XX века, невозможно пройти мимо цветаевских отзывов. С их помощью можно лучше и яснее представить себе человеческую и художническую суть поэтов.
Владимир Маяковский
По словам Марины Ивановны Цветаевой, Владимир Маяковский для нее был ближе и роднее, чем все воспеватели старого мира. Об этом говорит запись в одном из ее писем 30-х годов. Не принятая эмиграцией, оторванная от России, она искренне завидовала Маяковскому в том, что у него широкая аудитория слушателей и почитателей, его возможности напрямую общаться со своими читателями. Она высоко ценила его поэтический дар. Маяковскому Цветаева посвятила стихотворение в 1921 году.
«Маяковскому»
Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
— Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребет — крылом
Архангела ломового.
Стихотворение написано в форме эмоционального монолога лирической героини, которая не скрывает своего восхищения Маяковским. Тема стихотворения – рассказ о Маяковском ‒ неординарной, бунтарской личности Цветаевской эпохи. Поэтесса показывает, что Владимира Владимировича любят за твердый характер, некую несдержанность в словах, действиях.
К творчеству В. Маяковского М. Цветаева обращалась неоднократно. Существует и цикл из 7 стихотворений, созданных ею после известия о смерти поэта в 1930 году.
С ними вы можете ознакомиться здесь:
Анна Ахматова
Цветаева восхищалась Ахматовой, хотя иногда и писала о недостатках ее поэзии. Ахматова называла Цветаеву «мощным поэтом», но также не всегда относилась к ней однозначно. Поэтический талант связывал их, однако как личности они не совпадали. Поэтессы не могли сблизиться, но все же друг друга понимали.
Цветаева посвятила Ахматовой около 20-ти стихотворений. Главные из них были написаны в 1916—1917 гг.
«Анне Ахматовой»
Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод – в весельи, зной –
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь – озноб,
И завершится – чем она?
Облачный – темен – лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть – безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
– Кажется, четверть пятого, –
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
(11 февраля 1915 г.)
Образ Анны Ахматовой в данном произведении несколько идеализирован. Марина Ивановна описала свою современницу безупречной, без единой помехи. Читая строки произведения в нашем сознании появляется царственный облик Анны Андреевны.
«Чёрная линия» — это личное, цветаевское, виденье Ахматовой, такой же лаконичной, спокойной, достаточно чёткой. Чёрным цветом Цветаева передаёт некую трагичность в образе адресата. «Ломаность» определяет характер Анны Андреевны, перепады настроения в её лирике.
Так же Цветаева пишет, что, любого из читателей поэзии Ахматовой, она (Ахматова) способна увлечь, что объясняется разносторонностью её личностных качеств: сила и ранимость, повелительность и беззащитность.
С полным циклом стихотворений вы можете ознакомиться здесь:
Александр Блок
Блоковский цикл насыщен реминисценциями из стихотворений самого поэта. Цветаева стремится постичь тайну духовной жизни художника. Это и рассказ о любви - в нем переданы тончайшие оттенки чувств лирической героини. Одна из отличительных черт этого цикла - музыкальность, что весьма символично, ведь и сам Блок придавал огромное значение музыке, которая воспринималась им как мировая стихия.
«Имя твоё, птица в руке»
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
(1916)
Стихотворение представляет собой своеобразный гимн Блоку. Лирическая героиня очень эмоционально и совершенно искренне восхищается поэтом, говорит о том, что он для неё значит.
Так, творчество Блока для неё есть одновременно нечто лёгкое, едва уловимое, тонкое, хрупкое («птица в руке», «льдинка на языке») и резкий манифест, устрашающий вызов («громкое имя твое гремит», «назовет его нам в висок, звонко щелкающий курок»). В её глазах поэт – фигура сверхъестественная, недосягаемая.
Подводя итог хочу сказать, что обращения Цветаевой эмоционально окрашены , наполнены огромным восхищением к творчеству, характеру для каждого поэта.