Найти в Дзене
Dingir dingirra

Циркумпонтийская гипотеза: кавказцы

Оглавление
Абхазы
Абхазы

Циркумпонтийская гипотеза постулирует приход предков западных кавказцев из Анатолии на Кавказ окружным путём, вокруг Чёрного Моря. Собственно циркумпонтийский так и переводится-вокруг моря. Иными словами абхазо-адыги зародившись на территории Малой Азии, должны были двинуться на запад, затем повернув на север пройти Балканы, а потом уже повернув на восток выйти на Северный Кавказ. Сейчас у этой гипотезы становится все больше сторонников.

Галогруппа G
Галогруппа G

Сама эта гипотеза основывается на генетике. Дело в том, что в неолитической культуре Триполье доминировала мужская гаплогруппа G, также как у народа хаттов в Анатолии которого связывают с абхазо-адыгами, и самих абхазо-адыгов конечно. Соответственно формируется путь Анатолия-Триполье-Северный Кавказ.

В тоже время против этой гипотезы имеются весомые контраргументы. Давайте разбираться во всем по порядку.

Хатты

-3

Итак на древнем Ближнем Востоке существовали археологические культуры и языковые семьи в большем количестве чем сейчас. Собственно основное население планеты в древности и проживало в том регионе. Некоторые из них можно отождествить друг с другом. Например, Натуфийская культура отождествляется с афразийской языковой семьёй.

Невозможно определить кто в начале неолита проживал на территории Армянского нагорья, но известно там сформировалась прото-кавказская общность, которая потом распалась на западную и восточную кавказские семьи. И вот мы знаем что в бронзовом веке в центре Анатолии проживал народ хатты.

-4

Этот народ потом был завоеван хеттами (несили), которые потом сделают своей столицей (место хаттов) Хаттусу, по названию которой их и будут называть хеттами. Страна хатти граничила со страной кашков, которых тоже относят к абхазо-адыгам.

-5

Собственно с абхазо-адыгами эти народы стали ассоциировать благодаря некоторым совпадениям в языках. Сам хаттский был бесписьменным, но иногда тексты на нем записывали хетты. Так вот удалось отождествить имена некоторых богов в пантеонах хаттов и абхазов. Анцили-Анчва выступают как главные боги, Анан-Анана как богини плодородия, Тару-Айтар как боги скота. В целом религия хаттов напоминает обычный ближневосточный патриархат. Особенно этими построениями любили заниматься хеттологи Ардзинба и Иванов.

Так вот согласно циркумпонтийской гипотезе от хаттов некогда откололась группа которая ушла на запад. Переселившись в Европу она создала неолитические культуры и стала основой для будущих абхазо-адыгов.

Триполье

-6

На роль абхазо-адыгской культуры в Европе предлагается Триполье. Это неолитическая культура существовала в 4000-2600 лет до нашей эры. Значит сравнение идёт по причине обилия мужской гаплогруппы G у трипольцев и кавказцев.

Чтобы не запутаться проведем обзор трипольской культуры. Это была одна из нескольких балканских культур бронзового века. Все они характеризуются матриархатом в области религии. Откуда мы это знаем? Триполье знаменито в первую очередь своими керамическими фигурками изображающими женщин. Женщина с пышными бедрами ест главный персонаж этой культуры. Матриархат в (доиндоевропейской) Старой Европе отмечала в своих работах Мария Гимбутас.

-7

Другой часто встречающийся персонаж это змея или уж изображенный на керамике. Иногда он помещается прямо на живот женщины, несет как-бы охраняющую функцию. Женщина и змея два важнейших персонажа той культуры. Эт культуру нам предлагают ассоциировать с абхазо-адыгами, якобы они потом мигрировали на Кавказ прямо из украинских степей.

Контраргументы

Фикиртепе в районе Стамбула
Фикиртепе в районе Стамбула

Собственно главный контраргумент состоит в том вопросе а почему нам вообще предлагают ассоциировать Триполье с хаттами? По генетическому признаку доказывается что прото-трипольцы мигрировали с Анатолии. А что в древней Малой Азии жили только хатты? Вообще-то говоря там жило множество языковых семей, большинство из которых исчезло.

Там например однозначно жили предки минойцев или этеокритцев. Их генетика тоже происходит с Ближнего Востока, а минойскую культуру обычно связывают с культурой Фикиртепе. Более того там жили не только минойцы, но даже и предки басков, в какой-то момент истории они тоже отправились в путь.

И вот давайте немного остановимся на минойской цивилизации. Известно что линейное письмо А не расшифровано, так что прочитать минойские тексты мы не сможем. Зато есть тексты на этеокритском языке записанные греческими буквами и есть слова в греческом заимствованные у местного населения. Это таласса море, сепия каракатица, никулеа смоковница. Также из засвидетельствованных слов можно выделить TUPRMĒRIĒIA клятва. Что в них интересного? То что все они оканчиваются на гласную, открыто-слоговой характер как раз присущ минойскому языку.

И это на самом деле важно потому что фонетика минойского, этеокритского языка абсолютно не сходится с фонетикой абхазо-адыгских либо других кавказских языках. В одном случае полногласие, в другом гортанные звуки. Это говорит о совершенно разных языках западных анатолийцев и кавказцев.

Что касается культуры, то мы видим как раз большие параллели минойцев с Трипольем.

-9

Это и большая роль женского божества, минойцев вообще одно время считали чисто матриархатным сообществом. И даже культ змей, он тоже у минойцев присутствовал. Такое сравнение кажется наиболее естественным.

Вместо этого нам предлагают сопоставить матриархат Триполья с патриархатом у хаттов. Предлагают проигнорировать западноанатолийские народы и сопоставить Триполье с абхазо-адыгами просто потому что у них одна гаплогруппа.

Ставьте лайки