Найти тему
История моды с Марьяной С.

Художники и моды

Знаете, чем занимались, помимо прочего, некоторые русские художники во Франции начала XX века? О, они делали то, что с удовольствием делала бы и я! А именно, собирали модные гравюры. Счастливцы! Обожаю иллюстрации мод, которые начали появляться в конце XVII века, активно выпускались в XVIII, а уж в XIX их было уже просто необозримое море.

Для чего же художники это делали? А вдохновения ради!

"Версаль. Прогулка короля", Александр Бенуа, 1906. (с) Из коллекции третьяковской галереи
"Версаль. Прогулка короля", Александр Бенуа, 1906. (с) Из коллекции третьяковской галереи

Тем более, что некоторых из них неумолимо тянуло в прошлое. Во Францию времён Людовика XIV, в эпоху правления Елизаветы Петровны... Да даже и середина XIX века, ещё относительно близкая, тоже сгодится - со своими пышными юбками на кринолинах. А где же и подсмотреть интересные детали нарядов былых времён, как не на картинках, специально для этого предназначенных?

Знакомство с Парижем было фактически обязательной частью программы для человека, желавшего посвятить себя искусству. Так что молодые художники посещали музеи, дворцы, Национальную Библиотеку, театры, выставки... А ещё - букинистические и антикварные лавочки, где искусство, если допустимо так выразиться, можно подержать в руках. И многие увлеклись коллекционированием, охотясь на сокровища.

"В боскете", Константин Сомов, 1899. (с) Из коллекции Русского музея
"В боскете", Константин Сомов, 1899. (с) Из коллекции Русского музея

Например, Александр Бенуа в мемуарах он писал, что особенной специализации у него не было, «вот почему я мог переходить от гравюр на меди к литографиям, от “деревяшек” к рисункам и т. д. Сегодня я рылся в отделе “пейзажа”, завтра в “топографии”, послезавтра в pieces historiques или в sujets gallants. Я покупал и воспроизведения картин мастеров, и оригинальные гравюры, и модные картинки, и декоративные орнаментальные детали, и книжные виньетки». Рядом с ним увлечённо просматривал и выбирал иллюстрации и Константин Совом. А Леон Бакст так наохотился, что в его коллекции было несколько тысяч модных гравюр! Да, всё это тогда было несравнимо многочисленнее и доступнее чем сейчас...

"Каток", Константин Сомов, 1915. (с) Из коллекции Русского музея
"Каток", Константин Сомов, 1915. (с) Из коллекции Русского музея

Ну что ж, свои коллекции художники использовали с толком. И платья, причёски, шляпки и прочие дамские (и кавалерские) радости брали, как говорится, не с потолка. Интерпретируя эти старинные моды, конечно, по-своему... Но всё же они знали, что делали!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!