В начало книги
См. пред. часть (ч.9)
Тихие гавани в шторм
Да, это всё плохо, но это не будет мир "все против всех". Те "безопасные зоны", которые существуют для коммерческого судоходства, будут относиться к одной из двух общих категорий.
Во-первых, региональная сверхдержава устанавливает региональный мир, чтобы навязать свое предпочтительное определение безопасности в желаемой географии. Япония будет делать это в Северо-Восточной Азии, вероятно, с не очень скрытой целью удержать китайцев. Франция будет доминировать в Западной Европе, к большому огорчению британцев и немцев. Турция будет хозяйничать в Восточном Средиземноморье, вероятно, в союзе с израильтянами. Соединенные Штаты обновят доктрину Монро и превратят Западное полушарие в американскую игровую площадку только для приглашенных. Будут ли такие зоны контроля неформальными или чётко определёнными, будут ли они способствовать региональной торговле или блокировать ее, будут ли они доброжелательными или иными, будет определяться сочетанием культурных норм, экономических требований, стратегических условий, а также местных потребностей и возможностей. Нет единого размера, подходящего для всех.
Во-вторых, некоторые кластеры стран смогут совместно патрулировать свои территории. Великобритания, вероятно, будет сотрудничать со скандинавскими странами для создания регионального порядка. Германия будет делать то же самое с государствами Центральной Европы. Страны Юго-Восточной Азии объединят экономическую мощь и военные силы с австралийцами и новозеландцами.
Конфликт между региональными сверхдержавами и блоками - это предрешенный факт, но это не значит, что такие конфликты будут хроническими или горячими. Французы и турки, безусловно, будут смотреть друг на друга с противоположных концов Средиземноморья, так же как французы и немцы, безусловно, найдут темы для сотрудничества, выходящие за пределы Бельгии. Голландцы и датчане будут стремиться к своего рода двойному членству в блоках под руководством Британии и Германии, а сами эти два блока, вероятно, будут сотрудничать против российской мощи. Все любят австралийцев. ...но австралийцы будут бодро действовать в качестве корректировщика для американского молота.
Определяющей характеристикой новой эпохи является то, что мы больше не будем на одной стороне. И хотя многие могут обоснованно утверждать, что так было всегда, но то, что заставило Порядок работать, это то, что мы все коллективно согласились с тем, что существуют пределы того, какую форму может принять внутригосударственная конкуренция. Никто не использует военную силу для противостояния экономическому конкуренту. Но самое главное - никто не стреляет в коммерческие суда и не захватывает их. Точка.
Конец этой нормы ведет нас к многим мрачным путям развития.
Времена дальних перевозок в основном прошли. За заметным исключением Японии и США, ни одна страна не может последовательно действовать военно-морскими силами на расстоянии континента, и даже для двух ведущих военно-морских держав мира патрулирование достаточно широких океанских пространств для обеспечения бесконвойной торговли грузами не под силу. Порядок работал, потому что только у Соединенных Штатов был глобальный флот, и все согласились не нападать на корабли. Этого мира больше нет.
Дальние перевозки - это то, что доставляет все из районов с высоким предложением в районы с высоким спросом, независимо от участника. Для любого продукта, который локализован с точки зрения предложения или спроса, ожидайте краха рынка. К продуктам, особенно локализованным с точки зрения предложения, относятся нефть, соя, литий, микропроцессоры среднего и низкого класса. К продуктам, особенно локализованным с точки зрения спроса, относятся сжиженный природный газ, бокситы, вагоны высокоскоростных поездов и кальмары. В число продуктов, на которые приходится двойной удар, входят железная руда, гелий, какао-бобы и тонер для принтеров.
Разрушение эффекта масштаба и линий поставок, которые делает возможным взаимосвязанный мир, затронет всех, но это разрушение также затронет всех по-разному. Западное полушарие прекрасно справляется с продовольствием и энергией, но ему придется наращивать свои производственные мощности для выпуска таких разнообразных товаров, как ноутбуки и обувь. Производственные мощности германского блока в значительной степени собственные, но сырьевые ресурсы, позволяющие им работать, полностью отсутствуют. Японцам и китайцам придется отправиться на поиски продовольствия, энергии, сырья и рынков сбыта. Хорошо, что Япония любит производить продукцию там, где она ее продает, и располагает мощным флотом дальнего действия. Плохо, что большая часть китайского флота не может пройти дальше Вьетнама даже в эпоху мира.
И действительно имеет значение то, что каждый региональный блок решает, что является приоритетной доставкой и поэтому заслуживает приоритетной защиты. Сложные производственные системы наиболее эффективны, когда в них участвует большее количество игроков, как для большего пула потребителей, так и для более дифференцированной - и от этого более эффективной - системы цепочки поставок. Чем больше блок, тем более успешным и устойчивым может быть региональное производство. Русские наверняка будут использовать расколотый мир против своих потребителей нефти и природного газа, что побудит немцев, турков, британцев, японцев и китайцев получать энергию из других источников и тем самым инициировать и обострить конкуренцию во всем мире. По некоторой иронии судьбы, в раздробленном мире самые медленные суда - эти скучные балкеры - вероятно, окажутся самыми важными. В конце концов, если контейнерные перевозки разрушатся, большая часть мира окажется в экономическом упадке из-за краха производства. Но если сломаются наливные суда, которые перевозят продовольствие и топливо, многие люди в мире будут голодать. В одиночестве. В темноте.
Межблоковые конфликты из-за и против морских перевозок станут новой нормой, но не забывайте, что у большинства стран нет военно-морских сил дальнего действия. Это говорит о том, что настоящие волнения в судоходстве будут происходить в ничейных землях, где ни один блок не имеет надежной власти, и где ни одно судно не может надежно позвать на помощь.
В такой обстановке грузоотправители столкнутся с целым рядом проблем безопасности.
Первая и самая очевидная - это пираты.* (ARRRRGH!) Любая зона, в которой нет достаточно мощных местных военно-морских сил, - это зона, в которой пираты будут преследовать грузоотправителей по примеру Сомали.
Вторыми и менее очевидными являются каперы, по сути, пираты, которых спонсирует реальная страна для преследования своих конкурентов, и которые получили право получать помощь, топливо и экипаж (и продавать свою *кхм* добычу) в портах союзников. Поскольку спонсирование частников позволяет, по крайней мере, скрыть свою вину и, таким образом, является шагом вниз от полномасштабной войны, ожидается, что практически все примут участие в этой игре.
Третья проблема безопасности вряд ли ограничится "ничейными землями": государственное пиратство. Мы движемся в мир, где возможность импорта чего бы то ни было - будь то железная руда, дизельное топливо, удобрения, проволока или глушители - будет резко ограничена. Просто послать свой флот, чтобы отобрать у других то, что вам нужно, - это извечное решение, которое возникло гораздо раньше, чем Колумб переплыл океан.
- Ожидается, что государственное пиратство вернется в моду, особенно в турецком блоке. Турки (и израильтяне) будут с радостью (и без устали) нападать на всех, кто достаточно отчаянно пытается переправить сырую нефть через Суэцкий канал и Восточное Средиземноморье, не заплатив предварительно денег за защиту, которые Анкара и Иерусалим сочтут нужными.
- Индия - еще одна держава, которую следует остерегаться, но в несколько ином смысле. Военно-морской флот Индии может быть и ужасен (в смысле качества), но в Индийском океане он не имеет равных в регионе. Субконтинент также является первой остановкой для любых грузов из Персидского залива. У потенциальных грузоотправителей не будет иного выбора, кроме как заплатить любую плату за "проход", на которой настаивает Дели. К счастью для этих грузоотправителей, Индия, скорее всего, будет очень гибкой в вопросах оплаты. Индия с большой вероятностью примет оплату в виде прямых поставок сырой нефти, а крупные и сложные нефтеперерабатывающие предприятия страны означают, что она может даже взять на себя весь груз грузоотправителя, отправив ему очищенное топливо.
- В мире ограниченных грузоперевозок главной целью становятся материалы, необходимые для поддержания современных производственных систем - длинный список материалов, начиная с высококачественного кремния, кобальта, никеля, редкоземельных металлов и бокситов. Гораздо проще захватить эти медленно движущиеся суда, чем оккупировать страну ради ее горнодобывающих мощностей. Побережье Африки и Юго-Восточной Азии, вероятно, будет особенно опасным не только потому, что многие из необходимых материалов добываются в этих регионах или проходят через них, но и потому, что ни в одном из этих регионов нет держав, обладающих военно-морским потенциалом, способным держать пиратство, особенно государственное, на расстоянии.
- Восточное полушарие в целом является чистым импортером продовольствия, причем дисбаланс наиболее сильно проявляется на восточных и юго-западных окраинах Азии. Ожидайте, что японцы обнаружат, что "регулирование" поставок продовольствия из Западного полушария на азиатский материк - это и большой бизнес, и отличный стратегический рычаг.
- Не забывайте об американцах. Внешняя политика Америки после Порядка будет неустойчивой, но то, что у американцев очень мало глобальных интересов, не означает, что они намерены отказаться от своего глобального влияния. Ожидайте, что и военно-морской флот, и морская пехота получат набор второстепенных задач, включающих агрессивное применение санкций. Возможно, самым неприятным моментом, к которому должны адаптироваться все страны и компании, является то, что американцы не просто отказываются от своей роли глобального гаранта порядка, но превращаются в активных агентов беспорядка.
Все, что мы привыкли ожидать от транспорта с 1946 года, в этом мире умирает. Большие, медленные, более специализированные суда - это не более чем вкусные плавучие буфеты для любого капера или пирата (государственного или иного), оказавшегося в этом районе. Большие суда могут максимизировать эффективность в едином мире с низким уровнем угрозы, но в раздробленной среде с высоким уровнем угрозы они также концентрируют на себе риск.
Следующее поколение судов будет иметь гораздо больше общего со своими гораздо меньшими предками до 1945 года. Такие суда по необходимости будут иметь меньшую дальность плавания и смогут перевозить меньше груза не только потому, что они меньше, но и потому, что им потребуется больше топлива на единицу груза, чтобы плыть быстрее. Они также должны быть спроектированы так, чтобы груз не хранился на их палубах. В конце концов, если пират или капер может определить тип судна на расстоянии, весь процесс захвата может быть более целенаправленным. Одна только эта особенность сокращает грузоподъемность контейнеровозов на две трети. Попрощайтесь с зависимыми от моря интегрированными производственными цепочками поставок.
Эта трансформация, даже независимо от изменений в сфере безопасности, расшатывает экономические нормы эпохи, которая сейчас заканчивается.
Современные порты - и особенно современные мегапорты - могут функционировать только как транзитные и распределительные узлы для мегасудов, которые больше не будут ходить. Это снизит популярность контейнеризации и приведет к необходимости возврата к структуре большего количества небольших портов, расположенных ближе к местам потребления. Более безопасно? Безусловно. Но и более затратно. В связи с изменениями на судах и в портах ожидается, что оставшиеся перевозки будут стоить как минимум в четыре раза дороже, чем те, к которым мы привыкли. И это в пределах будущих блоков, где безопасность более или менее гарантирована. Самые большие победители? Те страны, которые вступили в индустриальную эпоху, потому что имели внутреннюю географию с судоходными водными путями, а также степень удаленности от угроз: Соединенные Штаты, Великобритания, Япония, Франция, Турция и Аргентина, в таком порядке.
Еще хуже то, что по мере роста транспортных расходов снижается вероятность отправки низкорентабельных неэнергетических и непродовольственных товаров. Это не только еще больше ослабляет экономические связи; это также означает, что все, что отправляется, с большей вероятностью будет нефтью, съедобными или иными ценными товарами. Возвращаются старые добрые времена, когда если это есть на корабле, то это стоит того, чтобы его взять. Самые большие потери? Те страны, которые находятся в самом конце очень опасных морских маршрутов и не имеют военно-морского потенциала для конвоирования своих торговых судов: Корея, Польша, Китай, Германия, Тайвань, Иран и Ирак, также в таком порядке.
Если грузоотправители не могут рассчитывать на благополучную обстановку в плане безопасности, и если грузоотправители убедили себя в том, что груз должен дойти до места назначения, то единственным разумным решением является обеспечение того, что судно способно позаботиться о себе... путем его вооружения. Такое решение породило нездоровое количество воплощений, когда оно было нормой в семнадцатом и восемнадцатом веках, а тогда пиком развития корабельной мобильной военной техники были мушкеты и пушки. Теперь добавились ракеты. И беспилотники. И ракеты, выпущенные с беспилотников. Возвращение к временам милитаризованных торговых кораблей не за горами. Думаете, во всем мире слишком нервничают из-за того, что некоторые страны теперь не имеют ограничений на военный экспорт? А представьте, что произойдет, когда корейцы, израильтяне или французы начнут продавать защищенное от дурака (простое в использовании, прим. пер.) противокорабельное оружие, предназначенное для установки на балкеры Индии, Саудовской Аравии или Египта.
Современное производство - особенно современное технологическое производство - может функционировать только в мире, в котором миллионы промежуточных продуктов могут без препятствий перемещаться по миру. Только те блоки, в которых производственное предложение может быть совмещено с производственным спросом, не пострадают от катастрофических сбоев. Это большая проблема для немецкого производства, поскольку многие его поставщики находятся за горизонтом, а примерно половина его клиентов даже не в Европе.
Это гораздо большая проблема для азиатского производства, где все промежуточные продукты перевозятся по морю (Германия, по крайней мере, может перевозить промежуточные продукты по железной дороге между своими партнерами по цепочке поставок), а все сырье и конечные рынки находятся на расстоянии нескольких тысяч миль. Китай, в частности, зависит почти от всех компонентов с высокой добавленной стоимостью в своей производственной системе от стран, расположенных либо на другом континенте, либо от стран, с которыми он питает сильную историческую или геополитическую неприязнь. При резком росте транспортных расходов, часть производственной системы снабжения, которая столкнется с наибольшими нарушениями, - это те низкодоходные части, которые зависят от низких затрат ... например, дешевых перевозок.
Сама по себе изменчивость будущей среды безопасности не поможет. Промышленные предприятия, необходимые для поддержки многоступенчатых цепочек поставок, по определению существуют в разных местах, и на их строительство уходят годы. Каждый раз, когда меняется профиль спроса - на промежуточную или готовую продукцию, - обычно требуется год переналадки, чтобы проложить путь вперед и назад по системе. Мы усвоили этот небольшой урок, пройдя трудный путь с COVID. Каждое перенаправленное судно, каждый выстрел нарушает какую-то часть поставок и заставляет перезагружать систему в течение года. В таких условиях многоступенчатые цепи поставок в любом регионе без надежной местной безопасности и надежного местного потребления просто не имеют смысла. Такие цепочки поставок должны быть сконцентрированы во все более узких географических регионах, причем большинство из них должны стать полностью внутренними для конкретных стран. Все остальное приводит к постоянным нестыковкам и отсутствию конечного продукта.
Современные города - и особенно мегаполисы Восточной Азии - находятся в особенно тяжелом положении. Все они существуют только потому, что Порядок облегчил им как получение строительных блоков для промышленно развитых систем, так и доступ к конечным рынкам для их экспорта. Уберите глобальную систему, уберите глобальный транспорт, и города будут сами отвечать за свое продовольствие, энергию и промышленные ресурсы.
Одним словом, это невозможно. Только города, входящие в блок с достаточным охватом, могут надеяться на то, что их население будет занято, сыто и в тепле. Для большинства городского населения планеты это ведет к одному и тому же: массовой деиндустриализации и депопуляции, поскольку люди вынуждены будут возвращаться в сельскую местность. Чем больше городской конгломерат, тем выше риск катастрофического обвала. По крайней мере, половина населения планеты сталкивается с проблемой разворота десятилетий урбанизации.
Итак, последний вопрос этой главы: где находятся районы, в которых города все еще могут использовать земли, необходимые для обеспечения современной функциональности?
Американский континент в целом в порядке. Отчасти это географический фактор. На двух американских континентах больше продовольствия и энергии, чем людей для их потребления. Итак, начали (потреблять).
Это также и экономический фактор. Самая демографически стабильная развивающаяся страна Западного полушария - Мексика - уже тесно интегрирована с крупнейшей экономикой полушария (мира) и самой демографически стабильной развитой державой - США. Эти две страны поддерживают друг друга таким образом, который не имеет аналогов в современном мире.
Это также имеет геополитическое значение. Американцы заинтересованы в том, чтобы не допустить, чтобы сутяжничество Восточного полушария перетекло в Западное полушарие. По сути, американцы могут отказаться от глобального Порядка (большое "П"), но они по-прежнему будут поддерживать порядок Западного полушария (маленькое "п").
Честно говоря, это, вероятно, больше, чем то, что американцам на самом деле нужно делать. Соединенные Штаты - это континентальная экономика с активной внутренней коммерческой деятельностью, в отличие от глобальной экономики с активной внешней торговлей. Только половина международной торговли Америки и менее 3 процентов внутренней торговли - что в совокупности составляет всего 10 процентов ВВП - транспортируется по воде. Большая часть торговли с Мексикой и Канадой осуществляется по железной дороге, грузовиками или по трубопроводам. Американцы не зависят от международной морской торговли ни в обеспечении продовольствием, ни в энергоснабжении, ни во внутренней, ни даже в основной части своих международных цепочек поставок.
Даже единственный в Америке глобально загруженный порт Лос-Анджелес/Лонг-Бич, Калифорния, уникален. В отличие от азиатских и европейских портов, которые в первую очередь являются перевалочными центрами, Лос-Анджелес/Лонг-Бич - это порт назначения. Он не перерабатывает множество промежуточных продуктов, а служит конечным портом для готовых товаров, которые производятся и собираются в других местах. Такие товары перегружаются на автотранспорт и железную дорогу для распространения по всей территории США. Перебои в поставках, конечно, все еще имеют последствия, но не такие, которые станут нормой на большей части Евразии.
Вторая по величине часть земного шара, которую можно "собрать", чтобы помочь городам выжить, - это континент Австралия плюс острова Новой Зеландии. Как и Западное полушарие, эта пара государств юго-западной части Тихого океана имеет гораздо больше ресурсов и продуктов питания, чем они когда-либо смогут потребить. И как Мексика и США сегодня могут похвастаться взаимоукрепляющими отношениями, так и австралийцы и киви будут иметь такие же отношения со странами Юго-Восточной Азии.
Страны Юго-Восточной Азии варьируются по уровню богатства и технической развитости: от гипертехнократического Сингапура до почти доиндустриальной Мьянмы. С точки зрения большинства, такая диверсификация - это особенность, а не ошибка. Она позволяет создавать многоступенчатые производственные системы на региональном уровне, не испытывая чрезмерной потребности в использовании чего-либо за его пределами. Добавьте сюда разумные уровни поставок продовольствия и энергии внутри блока, сбалансированные австралийской и новозеландской помощью, и этот регион должен быть в состоянии продержаться.
Проблема для блока стран Юго-Восточной Азии заключается в том, что (а) никто не является крупным и ответственным, и (б) группе не хватает военного потенциала, чтобы позаботиться о своих разнообразных интересах. Это не обязательно должно закончиться катастрофой, да и вряд ли закончится. И у американцев, и у японцев будут причины искать экономического и стратегического партнерства с Юго-Восточной Азией (включая австралийцев и киви). Хитрость для всех трех сторон этих отношений будет заключаться в том, чтобы удержать японские и американские взгляды в примерном соответствии. Серьезный разрыв отношений будет разрушительным для всех, кто находится к западу от Международной линии перемены дат.
После этого ситуация быстро осложнится.
У России есть много товаров, которые нужны странам, но Кремль уже давно использует свое ресурсное богатство для выбивания геополитических уступок из своих клиентов. Экономическую стратегическую политику России можно охарактеризовать как ... провальную. В эпоху до холодной войны стратегия колебалась между покорением Россией своих "партнёров" и вторжением этих "партнёров" в Россию. В эпоху холодной войны и после нее, в эпоху легкого глобального доступа, конкуренция со стороны других поставщиков сделала эту стратегию тупиковой. Сегодня русские считают, что их Транссибирская магистраль (TSR), теоретически способная перевозить огромные объемы товаров между Восточной Азией и Европой, является отличным способом разрушить господство Америки на морях.
Реальность с этим не согласна: только один из крупных контейнеровозов перевозит больше груза, чем общий годовой объем перевозок по Транссибу за весь 2019 календарный год. Итог: Лично я уже давно нахожу российские ошибки забавными, учитывая, что они используют стратегию 1800-х годов, которая постоянно подводит их в XXI веке. Вместо того, чтобы ожидать, что российская стратегия наконец-то сработает, вместо этого ожидайте репризы из более ранних периодов истории, возможно, с атомными осложнениями.
Ближний Восток обеспечен энергией, но импортирует более двух третей своих потребностей в продовольствии. Ожидается массовая и быстрая корректировка численности населения, поскольку мировая торговля сырьевыми товарами рухнет вместе со всем остальным. После этого Франция и Турция будут пировать на богатствах региона для удовлетворения своих собственных потребностей и амбиций, возможно, с японцами в качестве гостей. Ожидается, что все трое получат такое же удовольствие от пребывания в регионе, как и американцы.
Африка к югу от Сахары остается последним в мире рубежом для торговли. Во многих отношениях она сталкивается с теми же трудностями, что и Ближний Восток. Она частично индустриализировалась - вплоть до расширения производства продуктов питания - и не может поддерживать свой уровень развития без постоянного глобального участия. Во многом она отражает щедрость Западного полушария - ее низкий уровень индустриализации означает, что у нее гораздо больше ресурсов, чем она когда-либо сможет использовать... и это будет привлекать чужаков.
В результате ожидается новая схватка за Африку, но сейчас не 1800-е годы. Африка к югу от Сахары, возможно, не так индустриализована, как Европа, но и не полностью неиндустриализована. На этот раз европейцы не смогут воспользоваться тем технологическим дисбалансом, который позволял империям пользоваться огромным преимуществом в вооружении и численности войск. На этот раз африканцы могут и будут сопротивляться до такой степени, что завоевания или оккупации в имперском стиле станут просто невозможными. Вместо этого европейцам (в первую очередь французам и британцам) придется сотрудничать с местными властями, чтобы получить доступ к необходимым им ресурсам. От того, насколько быстро чужаки смогут преодолеть себя и прийти к такому выводу, будет зависеть колорит и текстура африканской истории на ближайшие несколько десятилетий.
Безусловно, самым большим проигравшим в этой новой перестройке является Китай.
Все в современном Китае - от его промышленной структуры, источников продовольствия до потоков доходов - является прямым следствием Порядка, возглавляемого американцами. Уберите американцев, и Китай потеряет доступ к энергии, доходы от продажи продукции, возможность импортировать сырье для производства этой продукции, а также возможность либо импортировать, либо выращивать собственные продукты питания. Китаю абсолютно точно грозит деиндустриализация и деурбанизация в масштабах, которые можно назвать не иначе как мифическими. Ему почти наверняка грозит политическая дезинтеграция и даже децивилизация. И это происходит на фоне уже распадающейся демографии.
Вопрос, который остается открытым для всего китайского, прост: Развалится ли он полностью? Или части Китая удастся удержаться на ниточке, чтобы внешние державы могли обращаться с ним так же, как они обращаются с ... Африкой южнее Сахары? Если последнее верно, то ожидайте, что несколько прибрежных городов, таких как Шанхай, будут сотрудничать. В конце концов, города южного побережья Китая имеют гораздо более богатую историю взаимодействия - особенно когда речь идет о таких мелочах, как обеспечение продовольствием - с внешними силами, чем с Пекином.
ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ
Транспорт - это соединительная ткань, которая держит мир вместе, и то, что вы только что узнали, - это только начало истории транспорта. Например, современные корабли всех типов нуждаются в дизельном топливе. Дизельное топливо требует нефти. Поставки нефти в мир требуют стабильности Порядка. Как вы думаете, будут ли поставки нефти осуществляться в том же объеме и с той же надежностью в мире после Порядка? Как вы думаете, какое влияние на транспорт окажет нехватка нефти и дизельного топлива? Все это очень похоже на Уробороса (Платон описал Уробороса как первое живое существо; существо, пожирающее само себя, кругообразное существо, прим. пер.). У меня для вас есть еще пять разделов, наполненных минными полями сюрпризов.
Так что сделайте перерыв. Может быть, вздремните. Выпейте чего-нибудь. И когда вы будете готовы, давайте займемся второй половиной вопроса о глобальных связях.
Деньги.