Найти в Дзене

Брянский хоккей: незаслуженно забытая история. Сезон 1972/73

Дворца спорта в Брянске не будет. Сезон 1972/73

В январе 1972 года в Брянске всерьез заговорили о строительстве дворца спорта. ГПИ Строймаш был готов принять в разработку проект ледового дворца, выделить для этой работы своих лучших сотрудников, но все закончилось, не успев начаться. 24 февраля 1972 года в Брянск под номером 331 пришла директива Совета министров РСФСР, которая практически запрещала строительство у нас в городе объектов культуры и спортсооружений. Таким оказался официальный ответ Москвы на просьбу брянцев о возведении универсального спортивного комплекса, который должен был объединить в себе ледовый стадион и концертный зал. Дело в том, что еще со хрущёвских времен в СССР существовал запрет на возведение объектов культуры и спорта: Никита Сергеевич, активно стоявший на страже народного достояния, посчитал, что на возведение таких объектов нужны деньги, и немалые. А вдруг именно этих сумм не хватит для полного и окончательного построения коммунизма в СССР, обещанного к 1980 году? В 1964 году, после ухода Хрущева, спортивное строительство понемногу начало налаживаться, и в период с 1965 по 1971 года в СССР дворцы почти одновременно появились чуть ли не в трёх десятках городов. Однако когда о Дворце спорта задумались и в Брянске, окончательного разрешения на строительство получить не удалось, проект был свернут, и скоро о нем вовсе забыли.

- Поначалу все вроде бы шло нормально, - вспоминает Александр Иосифович Милютин, в те годы один из ведущих специалистов патентного отдела ГПИ Строймаша. Я лично ездил в Москву, привозил типовой проект ледового дворца спорта, которых тогда по стране было уже немало. БМЗ в лице его гендиректора Бурова готово было взять на себя все организационные вопросы, связанные с началом строительства и финансированием. Оставалось, насколько мне известно, получить последнюю подпись из Москвы, предварительное согласие уже было получено. И когда мы были уже готовы приступить к разработке проекта, вдруг дали отбой. Говорили, что Москва вроде бы не дала добро на финансирование проекта…

Ледовый дворец должен был появиться на въезде в Бежицу, на пустыре по улице Брянской Пролетарской дивизии, где сегодня располагается сквер с фонтаном. Закладка первого камня намечалась на 17 сентября 1972 года, а ровно через год, в день 30-летия освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, двери дворца должны были распахнуться для всех. Во дворце планировалось вести работу в девяти спортивных секциях: хоккея, фигурного катания, бокса, борьбы, баскетбола, волейбола, тенниса, футбола и художественной гимнастики. Все они как магнитом должны были притягивать мальчишек и девчонок, из которых впоследствии могли вырасти будущие чемпионы. Увы, на московских чиновников подобные радужные перспективы никакого впечатления не произвели.

Впрочем, несмотря на неудачу с Дворцом спорта, хоккейная жизнь в Брянске продолжалась.

28 февраля 1972 года завершился очередной чемпионат страны по хоккею среди коллективов класса «Б» в первой зоне. «Десна», хотя и достойно сражалась с соперниками, но вполне закономерно заняла последнее место в зоне, причем второй год подряд. Причина этого была налицо: слишком велика была разница в классе и мастерстве. Наша команда в то время почти целиком комплектовалась из молодых иногородних хоккеистов, в основном проходящих в Брянске воинскую службу; естественно, большая часть из них не имела должного хоккейного опыта. Явно не хватало в «Десне» и квалифицированных тренерских кадров. Можно отметить работу лишь тренеров Петра Львовича Каменева в главной команде и Бориса Николаевича Целикова в ДЮСШ «Десна». Других в этом списке быть и не могло, поскольку прочие ставки по штату просто не были запланированы. И если учесть, что в те времена все внимание «партийных отцов» было уделялось главной команде, а о детских и юношеских они вспоминали только в дни ответственных турниров, то очевидной становится вся слабость структуры подготовки местных хоккейных резервов. Сама материальная база спортклуба была очень слабой, а потому о приглашении в коллектив квалифицированных приезжих игроков и речи быть не могло. Нет, иногородние хоккеисты в «Десне» появлялись постоянно, но об их уровне мастерства и классе всерьёз говорить не приходилось. Как гласит старая русская поговорка, «по Сеньке и шапка».

Правда, были в «Десне» и мастера, которые являлись боевым кулаком брянской команды: вратарь Владович, полевые игроки Дикушин, Туркин, Пекаторос, Лисунов, Русаков, Кузьмин, Петренко. Почти половина из них были приезжими, но для брянских болельщиков быстро стали своими. На них ходили, за них болели.

А вот в местной прессе хоккеистам регулярно влетало за реальные и выдуманные грехи, за стабильно низкие результаты. Руководителям спортклуба и БМЗ было понятно: так дальше жить нельзя, что-то нужно менять.

За подбор и формирование состава команды, как известно, всегда отвечает тренер. На нем лежит и вся ответственность за показанные командой результаты. Виновного в создавшейся ситуации нашли весьма оперативно: им был признан Петр Львович Каменев. В конце марта на правлении СК «Десна», где подводились итоги зимнего спортивного сезона, директор ДЮСШОР Вячеслав Дмитриевич Самотесов обвинил Каменева в низком профессионализме. С Самотесовым согласился и председатель спортклуба Медведев, который, не долго думая, отстранил Петра Львовича от должности. В упрек тренеру было поставлено и то, что в «Десне» у него играют одни солдаты, а пригласить кого-либо стоящего из мастеров он не в состоянии. Это было весьма и весьма спорное хирургическое вмешательство, однако проголосовать против этого решения или даже воздержаться никто из присутствующих не осмелился. Каменев хлопнул дверью и уехал в Рудный, где стал наставником местного «Вымпела» и через год поднял эту команду на третье место в класс «Б». Такой вот «тренерский непрофессионализм»…

Время шло, Медведеву нужно было утверждать кого-то на должность тренера «Десны». Выбор, казалось бы, должен был пасть на тренера с довольно громким хоккейным именем Валентина Афанасьевича Скибинского, переехавшего тогда в Брянск, поскольку он решил сменить тяжкий труд хоккейного наставника на должность проректора по хозяйственно-административной части Кокинского совхоз-техникума. Хоккейного опыта у Скибинского было более чем достаточно: в свое время он выступал за челябинский «Дзержинец» и московский «Спартак», где в сезоне 1955/56 стал лучшим бомбардиром, затем долгое время работал в Омске, вывел омичей сначала в класс «Б», а затем в класс «А», имел хорошие связи в Москве. Вполне способен был возглавить «Десну» и Борис Целиков. Однако Медведев счёл патриарха тренерского цеха Скибинского излишне амбициозным и конфликтным, а Борис Целиков был для Медведева и Самотесова, который имел на вопросы хоккея в «Десне» очень большое влияние, крайне неудобной кандидатурой. Он не стеснялся высказывать собственное мнение «на людях», систематически подвергал сомнению действия начальства, имел острый язык и мало кого боялся. Командовать парадом Самотесов привык сам, и подобные помощники ему не требовались. Впрочем, существует и ещё одна версия, которую высказывают ветераны: Целиков, будучи сильнейшим тренером ДЮСШ «Десна», работал на морозе с детьми по семь-восемь часов в день и ничего особенного за это не просил. Для него на первом месте был хоккей, а потом уже деньги или даже семья. Именно такие трудяги и нужны были Самотесову на одном из самых тяжелых и «неблагодарных» участков хоккейного «производства» - в ДЮСШ. Уйди Целиков на повышение, где Самотесов найдет другого такого чудака? Да, наверное, нигде. Одним словом, и Скибинский, и Целиков, по мнению руководства, на роль старшего тренера «Десны» не подходили. Кому же предстояло стать для Самотесова тем идеалом, который и работать умеет, и начальству не перечит, и не пьёт много, а, главное, денег больших не просит?

Хоккейное межсезонье проносилось быстро, уже и старт нового сезона был не за горами, а поиски старшего тренера в «Десне» результатов не приносили. И Самотесов принял «соломоново решение»: не назначать никого, а поручить ведение подготовительного процесса капитану команды Пекаторосу. Пусть, мол, набирается тренерского опыта, ему полезно, да и тренерские задатки у него явно имеются. Так игрок Пекаторос стал тренером «Десны», а в помощники ему был определен вышеупомянутый Борис Целиков. Надо сказать, что выбор у Самотесова действительно был невелик. Спустя многие годы, уже зная, какой тяжёлой окажется для него тренерская карьера, Владимир Анатольевич тем не менее оставался благодарен Самотесову за предоставленную возможность овладеть новой профессией. И этот шанс тренер Пекаторос использовал сполна.

Весной 1972 года после завершения очередного чемпионата СССР в хоккейных кулуарах всячески муссировались слухи, о возможной реорганизации структуры следующего хоккейного первенства. Например, планировалось расширить вторую лигу. И если до этого в двух зонах, западной и восточной, выступало по 13 команд, то должно было стать минимум по 18: турниру требовалась массовость. Пополнение набиралось среди сильнейших коллективов класса «Б», где, естественно, в свою очередь появлялись вакансии. В Брянске сразу же ухватились за возможность спастись, хотя официально вылет уже свершился, и от имени обкома КПСС, профсоюзного комитета БМЗ и спортклуба «Десна» направили в Федерацию ходатайство с просьбой оставить команду в классе «Б». Письмо это датируется 18 июля 1972 года. Вот оно в несколько сокращённом виде:

«Москва. Федерация хоккея РСФСР. Ответственному секретарю Г. М. Мкртычану. Учитывая возрастающий интерес жителей города Брянска и всей Брянской области к хоккею, главнейшему виду спорта в СССР, просим Вас о содействии в предоставлении команде города Брянска (СК «Десна») места в чемпионате СССР по классу «Б». Смеем Вас заверить, все условия для развития хоккея на Брянщине имеются. Уже согласованы все мероприятия по началу строительства в Брянске ледового стадиона с искусственным льдом. В ближайшее время в списке хоккейных центров наш город займет свое почетное место».

Не очень понятно, правда, о каком возрастающем интересе говорилось в письме, если в первенстве области выступало не более пяти-шести команд, большая часть которых представляла областной центр. Его проведению постоянно препятствовала погода: поскольку матчи игрались на естественном льду, игры из-за оттепелей постоянно переносились, а иногда турнир и вообще не доигрывался. Какое удовлетворение мог приносить такой хоккей, если зимний сезон длился не более двух с половиной месяцев? Только искусственный лед мог в корне изменить ситуацию.

Письмо это, похоже, осталось без внимания. Официальный ответ из Москвы мог не последовать по двум причинам: возможно, московские функционеры просто почувствовали какой-то подвох, а, может быть, место в классе «Б» «Десне» не сохранили, зная, что Дворца спорта в Брянске не будет.

Партия в те годы имела немыслимую власть. Располагая множеством различных инструкторов, штатных и освобожденных, партийные органы железной хваткой держали руку на пульсе основных событий, происходивших в подчиненном им городе. Все средства массовой информации строжайшим образом контролировались. Однако была в этом и обратная сторона: случись, например, заведующему отделом пропаганды обкома КПСС прочитать в какой-нибудь местной газете о фактах безобразного отношения к порученному делу или о невыполнении каким-либо чиновником своих прямых обязанностей, реакция, как правило, следовала незамедлительно, и часто весьма жёсткая. Неудивительно, что газетным статьям уделялось огромное внимание, в том числе и теми, кто в них упоминался.

В конце марта 1972 года в областной газете «Брянский рабочий» появилась статья инструктора облспорткомитета Е. Нефедова о хоккее с броским и весьма тревожным названием «Ждать перемен, или как». В ней говорилось о тяжелом состоянии всего хоккейного хозяйства области, в том числе и команды «Десна». Слов нет, название довольно реалистично обрисовывало создавшуюся ситуацию, вызывало тревогу за завтрашний день брянского хоккея, но вот с отдельными фразами автора сегодня можно не согласиться. «…Второй год подряд лучшая хоккейная команда нашей области, ее флагман «Десна», прозябает на последнем месте в турнирной таблице. Не знаю, что думают на этот счет в СК «Десна», но уже всем в Брянске, по-моему, давно понятно: с этим пора кончать. Команда из года в год комплектуется очень физически слабыми игроками, не лучшим образом у них обстоят дела с техникой и тактикой, и почти нет бросков по воротам. Из матча к матчу на протяжении двух сезонов наша команда показывает однообразную игру. А ведь хоккей на Брянщине должен занять почетное место. Сегодняшняя ситуация в стране обязывает обратить на этот вид спорта повышенное внимание. Может быть, стоит товарищу Медведеву пригласить хорошо эрудированного тренера из Москвы. А плестись в хвосте брянским хоккеистам не к лицу. Многие города, которые начали заниматься хоккеем значительно позже нас, давно уже нас опередили».

Лично у меня недоумение вызывает обвинение в том, что из года в год команда комплектуется физически очень слабыми хоккеистами, у которых и с тактикой никак, и с техникой неважно, а уж и про броски вообще говорить нечего. Так и читается между строк, что тренеры подбирают таковых умышленно, давая при этом от ворот поворот рвущимся в «Десну» мастерам международного уровня. Что касается однообразия игры… даже сейчас у многих команды КХЛ она достаточно однообразная, а что уж там говорить о классе «Б» середины 70-х! В распоряжении руководителей облспорткомитета имелись досье каждого из пополнявших команду игроков, и они прекрасно знали, что средний возраст «Десны» в то время составлял 21 год. Что же касается выбора хорошего хоккейного тренера из Москвы, то оказать содействие в этом вопросе – прямая обязанность областных спортивных властей. Да, не лишним было бы пригласить в команду несколько опытных хоккеистов, обеспечить им приличную зарплату и хорошие бытовые условия. Только вот когда дело доходило до решения конкретных вопросов, спорткомитет тут же умывал руки, предпочитая отделываться раздачей «указивок». В итоге во многих командах класса «Б» средняя зарплата игроков в то время составляла 300-350 рублей, а в Брянске «служивым» платили по 20 рублей в месяц. Как говорится, почувствуйте разницу.

Выводы из газетной публикации, само собой, последовали сразу: Самотесов быстро снял с работы Каменева, тем самым обезопасив себя от возможных неприятностей, которые в подобной ситуации вполне могли последовать. На возможные вопросы в обкоме был готов ответ: на критику, мол, прореагировали должным образом, виновные наказаны, собираемся пригласить в спортклуб нового тренера, видимо из Москвы. Таковым, как мы уже знаем, оказался Владимир Пекаторос, но к тому времени буря стихла, и власть предержащие занялись более важными делами, благополучно позабыв о хоккее.

Расставшись с классом «Б», «Десна» с удвоенной энергией ринулась наверстывать упущенное.

- Подготовку к новому сезону мы начали в конце ноября, - рассказывал в декабре корреспонденту заводской многотиражки «Машиностроитель» новый наставник команды. - Вначале предсезонные сборы на турбазе в Белых Берегах, где основное внимание уделялось восстановлению физических данных хоккеистов, повышению их выносливости, скоростных качеств. С 10 декабря мы приступили к ледовой подготовке. Погода в Брянске нас особо не баловала, и нам пришлось отправиться в город Лениногорск. Там уже полным ходом шла зима, и для этого были просто идеальные возможности.

В прошлом сезоне мы потеряли место в классе «Б». Но не унываем, готовимся его вернуть. Тем более, что в этом сезоне перед нами поставлена конкретная задача возвратиться в него. Сначала нам предстоит получить хорошую игровую практику в матчах первенства области, а затем впереди зональные игры за выход в класс «Б». Сейчас пока трудно говорить о наших игровых возможностях, первые матчи покажут, кто есть, кто, а пока до пульки еще целый месяц упорных тренировок…

В связи с тем, что мы потеряли место в классе «Б», от нас ушли почти все ведущие игроки в количестве 11 человек. По разным причинам выбыли В. Дударев, С. Нешитой, Ю. Карасев, В. Недорезанов, Н. Зайцев, В. Зубарев, В. Казаков, В. Левкин, И. Кривоногов, В. Киоссе, А. Коробов. На сборы выезжали четверо воспитанников нашей группы подготовки, на которых мы рассчитываем на протяжении этого сезона. Приглашены в команду вратарь В. Конфеткин из молодежки кирово-чепецкой «Олимпии» и И. Данилов из молодежной команды усть-каменогорского «Торпедо». Оба этих хоккеиста проходят в Брянске службу в рядах СА. Из местной хоккейной ДЮСШ привлечены в «Десну» А. Азаров, Г. Ивонин, В. Поляков, А. Ячников и О. Козлов…

Всем этим хоккеистам на этот период не было даже 18-ти, и можно себе представить, как рисковал В. Пекаторос, вводя этих молодых игроков в состав.

- Молодые хоккеисты учились у опытных партнеров,- пояснял уже спустя более четверти века Владимир Анатольевич Пекаторос. - Поэтому вводить в состав молодежь дело, надо сказать, было обязательное. Когда молодой парень находится рядом с опытным хоккеистом, то он впитывает в себя мастерство, умение играть…

Участие в областном первенстве 1972/73 для «Десны» получилось просто феерическим: в 14 матчах 14 побед с результатами 24:0, 19:0, 15:1, 9:0. Даже своего главного конкурента последних лет, брянскую «Волну», машиностроители обыграли более чем убедительно - 14:1. Отрыв в итоговой таблице от «Дормаша», ставшего вторым, составил 7 очков, а от третьего места, занятого «Волной», оказался в 11 очков.

После таких побед провожали «Десну» на пульку в Оленегорск в приподнятом настроении. Брянские болельщики были уверены, что столь желанное место в классе «Б» у нас уже в кармане.

Однако «Десне» не хватило самой малости. После победы в подгруппе, где брянцы сначала со счетом 2:1 победили новгородский «Химик» и «Звезду» из Обнинска (4:1), оставалось сделать последний шаг: обыграть в стыковом матче за 1-е место, дававшее пропуск в финал, победителя другой подгруппы – смоленский «Буревестник». Но этого брянцы сделать, увы, не смогли. Поражение с минимальным счетом 5:6 оставило «Десну» за бортом долгожданного финала первенства РСФСР, а это означало, что мечты о классе «Б» нам предстояло отложить до следующего сезона.

«Десна – 1972/73»:

Тренер (играющий): Владимир Анатольевич Пекаторос.

Тренер: Борис Николаевич Целиков.

Вратари: Сергей Владович (1951), Владимир Конфеткин (1953).

Защитники: Юрий Дикушин (1949), Владимир Пекаторос (1946), к/к Евгений Туркин (1950), Анатолий Азаров (1954), Олег Козлов (1955), Владимир Тявин (1948), Геннадий Ивонин (1954).

Нападающие: Александр Кузнецов (1949), Евгений Лисунов (1947), Александр Ячников (1952), Виктор Русаков (1949), Александр Петренко (1946), Николай Кузьмин (1950), Александр Кочеганов (1952), Игорь Данилов (1955), Вячеслав Поляков (1956).

Подготовил Константин Ушаков.