В подчёркнуто интернациональной романтике Приэльбрусья не замечаешь другую грань: настоящая Балкария в наши дни - именно здесь. Самый высокогорный народ России, до революции называвшие себя просто таулалы ("горцы"), по окончании 13-летней депортации в 1957 году балкарцы в большинстве своём вернулись не в родные аулы, а на места потеплее да поровнее.
Баксанское ущелье тут исключение: когда Великая Степь превратилась в колхозное Черноземье, отсутствие внизу неприступной теснины превратилось из фатального недостатка в преимущество. К тому же здесь была работа - хоть на рудниках Тырныауза, хоть в гостиницах Терскола, а потому между конечными пунктами нашего сегодняшнего рассказа тянется цепочка балкарских сёл.
Тут можно вспомнить, что Тырныауз был основан в 1937 году как ПГТ Нижний Баксан, ну а Верхний Баксан (440 жителей) в 1,5км над уровнем моря - вот, в 16 километрах выше:
До революции село носило другое название - Урусбиево, и считалось центром этой долины. Ведь тогдашняя Балкария была известна также как Бештауэль - конфедерация Пяти Горных Обществ, сложившихся по укромным ущельям после разорения монголами некогда процветавшей Алании. В горах нашли приют как сами ираноязычные аланы, так и охранявшие их пограничье тюркоязычные половцы, и если народы с годами перемешались (в Осетии в итоге перейдя на аланский язык, а в Балкарии на половецкий), то сословная структура осталась неизменной.
В горных обществах жили каракиши (крестьяне), уздени (дворяне) и таубии (князья), собирались тёре (судебные советы) и избирались олии (правители), и в общем вся эта система балансировала где-то на границе "племени" и "государства", не являясь по сути ни тем, ни другим.
Самые большие и богатые общества с десятками селений и несколькими фамилиями князей сложились на Череке и Чегеме, у перевалов в Грузию, которые позволяли балкарцам торговать, будучи для беспокойных соседей снизу неким подобием "нейтральной Швейцарии". Меньше повезло Хуламу и Безенги - два общества в тупиковом глухом ущелье жили одно над другим и постоянно враждовали из-за дорог и воды.
Ну а совсем особое место занимал Карачай - общество на Баксане, имевшее доступ и к лучшим пастбищам, и к доступным для вьючных караванов перевалам, но не защищённое снизу достаточно глубокой тесниной. Как результат, карачаевцы были самыми мобильными и воинственными из таулалы, и наконец где-то в 17 веке, под началом повздоривших с Кабардой князей Крымшамхаловых окончательно утекли с Баксана в верховья Кубани, оставив пустовать ниже теперешнего Тырныауза свой главный аул Эль-Джурту.
Легенда гласит, что балкарцы произошли от тех, кто не отважился идти за горы, и применительно к отдельно взятому Баксану она даже, пожалуй, верна: низовья ущелья быстро заняли чегемцы при поддержке кабардинцев, а верховья - безенгийцы при поддержке сванов. Но если показанные в первой части Былым и Бедык так и остались для первых загорской колонией, то в верховьях из оставшихся карачаевцев и безенгийских переселенцев сложилось новое Баксанское горное общество, во главе которого встал известный с 1709 года княжий род Урусбиевых, ответвившийся от безенгийских князей Суюнчеевых.
Резиденцией их стало селение в 20 километрах выше Эль-Джурту, известное как Учкум-Эль (Триречное село), Уллу-Эль (Большое Село), Узун-Эль (Длинное село) или просто Урусбиево.
В 1920 году, в рамках борьбы с "дворянской" топонимикой, оно стало Верхним Баксаном, а в 1944-57 годах и вовсе называлось Бухаидзе - в честь грузина-красноармейца, павшего в битве за Кавказ.
Выбор, впрочем, был не случаен: в те 13 лет здесь проходила граница двух союзных республик, а всё, что выше по ущелью, с подачи Лаврентия Берии, было передано солнечной Грузии. Реабилитация балкарцев вернула Эльбрусский район в состав России.
Вот только о преобладании тут балкарского населения так и не догадаешься "на глаз". Причина тому проста: если на Череке таулалы строили свои дома из камня, а на Чегеме причудливо соединяли камень и дерево, то на Баксане аулы были сплошь деревянными. Теперь от тесных сакель с дымными очагами не осталось следа - что не разобрали на дрова грузины (вернее, сваны), доломали по возвращении сами балкарцы, предпочтя переселиться в уютные, но безликие "колхозные" дома.
За организацию поездки хочу поблагодарить сообщество путешественников "Неизвестная Россия". Помимо майских выездов по трём ущельям Кабардино-Балкарии есть ещё и августовский выезд по двум из трёх (Чегем и Баксан).
Также приглашаю всех заинтересовавшихся в свой Живой Журнал (да, он ещё существует!), где контент публикуется раньше и целостнее.