Советское агитационное искусство - своего рода феномен. Несмотря на то, что плакатная графика развивалась во всем мире, именно работы советских художников до сих пор притягивают к себе взгляды не только профессионалов, но и обычных зрителей, находя много подражателей. В нашем сегодняшнем очерке - краткая история плаката, посвященного пожарной безопасности.
Советский плакат, посвященный пожарной безопасности, "вырос" из агитационных материалов Первой мировой войны и Великой октябрьской социалистической революции. Впрочем, стремительные изменения мирового общества, скачок научно-технического прогресса, социальные преобразования способствовали столь же резкому подъему агитационного дизайна в большинстве стран.
Возможность быстро создавать множество одинаковых копий одной и той же листовки, в кратчайшие сроки доносить информацию как для участников активных действий, так и до мирного населения - характерная примета "нового времени".
Первыми за новинку ухватились предприниматели - их рекламные плакаты наводнили все крупные города.
Были плакаты и более красочные, настоящие произведения искусства, с минимальным содержанием текстовой информации.
В 1910-20-е гг. подобный дизайн уже считался устаревшим, и за дело принялись футуристы и конструктивисты. Большинство элементов было отброшено, текст сокращен - длинные статьи остались только на части плакатов-памяток, о которых мы расскажем ниже. Огромный вклад в развитие нового подхода к композиции внес Александр Родченко, в том числе и при помощи фотографий. В 1930-е годы в процессе поиска новых ракурсов Родченко создал серию, посвященную советским пожарным:
Еще одну серию, просветительскую и информационную, созданную на основе репортажной и жанровой фотосъемки, совмещенной с монтажом, в 1935 году представили публике все тот же Родченко, Петр Галаджев (живописец, график, сценограф, актер) и Михаил Дмитриев.
Наконец, говоря о тенденциях в искусстве плаката первой половины 20 в., нельзя не упомянуть знаменитые стихотворения и рисунки Владимира Маяковского. Известнейший футурист и редактор журнала "ЛЕФ" уделял много внимания не только политическим аспектам "нового быта" и строительству коммунизма, в его творчестве присутствует большое количество пропагандистских материалов. До сих пор на плакатах встречаются призывы поэта:
"Горят
электрические
машины и провода.
Засыпь песком!
Вредна вода"
"Сажа горит —
пожаров тыщи.
Трубы
от сажи
чисть чище"
Из-за необходимости экономить средства после нескольких лет разрухи, а также из-за сознательного отхода от "украшательств" царской эпохи плакаты 1920-30-х гг. далеко не всегда были многоцветными. Конструктивистские тенденции - лаконичность, силуэтность, сохранялись во всем мире вплоть до 1950-х гг., когда люди, уставшие от войн и геополитических изменений первой половины 20 в., обратились к многоцветными решениям с тщательной, детализированной прорисовкой.
Плакаты довоенного периода, посвященные пожарной безопасности, очень часто объединялись в популярную тогда тему гражданской обороны, привлечения жителей в ряды добровольцев ОСОАВИАХИМ, призывам изучать санитарное дело.
Все перечисленное значительно повысило подготовку граждан в последующие годы - Великой Отечественной войны, но на страшные 4 года вопрос борьбы с гитлеровцами оттеснил все другие пропагандистские материалы.
В послевоенные годы большинство плакатов было посвящено налаживанию мирной жизни, строительству жилья, учебных заведений, заводов и фабрик. Научно-технический прогресс позволил создавать полноцветные крупноформатные изображения, и стоимость их при этом увеличивалась весьма незначительно.
А самое интересное - два сравнительно новых направления, появившиеся еще во второй половине 19 века, но только спустя столетие получившие полноценное развитие. Во-первых, некоторые плакаты стали настоящими пособиями по пожарной безопасности. Их вешали в школах и других учебных заведениях, в цехах и кабинетах, в витринах и коридорах всяческих учреждений.
Во-вторых, помимо плаката, начали постепенно развиваться не только крупные формы, но и небольшие: карманные календарики, открытки и тому подобное. На нижеследующих иллюстрациях можно посмотреть любопытные новогодние открытки, в которых авторы связывают сказку, праздник и предупреждение о необходимости соблюдать пожарную безопасность:
Наконец, нельзя забывать о том, какой подъем в послевоенные, в 1960-е и 70-е годы пережила советская мультипликация. Герои мультфильмов стали всенародными любимцами, даже если это были отрицательные персонажи – на примере «плохих парней» стало гораздо проще доносить информацию о безопасности до детей.
Стилистика предперестроечных лет чем-то напоминает зарю советской республики – минимализм в оформлении, небольшое количество красок, сухие плакатные решения. Благодаря этой общемировой тенденции выпуск плакатов стал более быстрым, и это оказалось крайне важным.
Техника развивалась семимильными шагами, и художники уже не успевали создавать полноценные произведения искусства – важно было предупредить «здесь и сейчас», идти в ногу со временем.
В настоящее время основная масса информации передается с помощью виртуальных сетей, виртуальных страниц. Тем не менее печатное слово все еще не сдает свои позиции: сотрудники МЧС Москвы раздают жителям листовки и памятки, наклеивают плакаты на доски у подъездов. Особенно теплый отклик можно увидеть у детей – им интересно полистать брошюрки по безопасности, рассмотреть картинки «вживую». И сами плакаты стали намного более яркими, в чем-то и более привлекательными (хотя, к сожалению, над их созданием профессиональные художники не работают так часто, как это было в советскую эпоху).
Вероятнее всего, печатные материалы еще долго останутся важным инструментом противопожарной пропаганды.
#МЧС #МЧСМосквы #пожарные #спасатели