Найти тему
МЧС Москвы

Советский пожарный плакат

Советское агитационное искусство - своего рода феномен. Несмотря на то, что плакатная графика развивалась во всем мире, именно работы советских художников до сих пор притягивают к себе взгляды не только профессионалов, но и обычных зрителей, находя много подражателей. В нашем сегодняшнем очерке - краткая история плаката, посвященного пожарной безопасности.

Открытка "50 лет советской пожарной охраны". 1968 г.
Открытка "50 лет советской пожарной охраны". 1968 г.

Советский плакат, посвященный пожарной безопасности, "вырос" из агитационных материалов Первой мировой войны и Великой октябрьской социалистической революции. Впрочем, стремительные изменения мирового общества, скачок научно-технического прогресса, социальные преобразования способствовали столь же резкому подъему агитационного дизайна в большинстве стран.

Возможность быстро создавать множество одинаковых копий одной и той же листовки, в кратчайшие сроки доносить информацию как для участников активных действий, так и до мирного населения - характерная примета "нового времени".
Первыми за новинку ухватились предприниматели - их рекламные плакаты наводнили все крупные города.
Были плакаты и более красочные, настоящие произведения искусства, с минимальным содержанием текстовой информации.

Знаменитый дореволюционный рекламный плакат, привлекающий внимание к пожарным трубам (насосам) производства фирмы Густава Листа.
Знаменитый дореволюционный рекламный плакат, привлекающий внимание к пожарным трубам (насосам) производства фирмы Густава Листа.

В 1910-20-е гг. подобный дизайн уже считался устаревшим, и за дело принялись футуристы и конструктивисты. Большинство элементов было отброшено, текст сокращен - длинные статьи остались только на части плакатов-памяток, о которых мы расскажем ниже. Огромный вклад в развитие нового подхода к композиции внес Александр Родченко, в том числе и при помощи фотографий. В 1930-е годы в процессе поиска новых ракурсов Родченко создал серию, посвященную советским пожарным:

Еще одну серию, просветительскую и информационную, созданную на основе репортажной и жанровой фотосъемки, совмещенной с монтажом, в 1935 году представили публике все тот же Родченко, Петр Галаджев (живописец, график, сценограф, актер) и Михаил Дмитриев.

Наконец, говоря о тенденциях в искусстве плаката первой половины 20 в., нельзя не упомянуть знаменитые стихотворения и рисунки Владимира Маяковского. Известнейший футурист и редактор журнала "ЛЕФ" уделял много внимания не только политическим аспектам "нового быта" и строительству коммунизма, в его творчестве присутствует большое количество пропагандистских материалов. До сих пор на плакатах встречаются призывы поэта:
"Горят
электрические
машины и провода.
Засыпь песком!
Вредна вода"

"Сажа горит —
пожаров тыщи.
Трубы
от сажи
чисть чище"

Из-за необходимости экономить средства после нескольких лет разрухи, а также из-за сознательного отхода от "украшательств" царской эпохи плакаты 1920-30-х гг. далеко не всегда были многоцветными. Конструктивистские тенденции - лаконичность, силуэтность, сохранялись во всем мире вплоть до 1950-х гг., когда люди, уставшие от войн и геополитических изменений первой половины 20 в., обратились к многоцветными решениям с тщательной, детализированной прорисовкой.

Художник Алексей Кокорекин
Художник Алексей Кокорекин

Плакаты довоенного периода, посвященные пожарной безопасности, очень часто объединялись в популярную тогда тему гражданской обороны, привлечения жителей в ряды добровольцев ОСОАВИАХИМ, призывам изучать санитарное дело.

Все перечисленное значительно повысило подготовку граждан в последующие годы - Великой Отечественной войны, но на страшные 4 года вопрос борьбы с гитлеровцами оттеснил все другие пропагандистские материалы.

В послевоенные годы большинство плакатов было посвящено налаживанию мирной жизни, строительству жилья, учебных заведений, заводов и фабрик. Научно-технический прогресс позволил создавать полноцветные крупноформатные изображения, и стоимость их при этом увеличивалась весьма незначительно.

А самое интересное - два сравнительно новых направления, появившиеся еще во второй половине 19 века, но только спустя столетие получившие полноценное развитие. Во-первых, некоторые плакаты стали настоящими пособиями по пожарной безопасности. Их вешали в школах и других учебных заведениях, в цехах и кабинетах, в витринах и коридорах всяческих учреждений.

Во-вторых, помимо плаката, начали постепенно развиваться не только крупные формы, но и небольшие: карманные календарики, открытки и тому подобное. На нижеследующих иллюстрациях можно посмотреть любопытные новогодние открытки, в которых авторы связывают сказку, праздник и предупреждение о необходимости соблюдать пожарную безопасность:

Источник изображений в данной галерее: сайт "Мешок"
Источник изображений в данной галерее: сайт "Мешок"

Наконец, нельзя забывать о том, какой подъем в послевоенные, в 1960-е и 70-е годы пережила советская мультипликация. Герои мультфильмов стали всенародными любимцами, даже если это были отрицательные персонажи – на примере «плохих парней» стало гораздо проще доносить информацию о безопасности до детей.

Серия памяток по мотивам приключений Волка и Зайца, созданных Светозаром Рузаковым и Геннадием Сокольским.
Серия памяток по мотивам приключений Волка и Зайца, созданных Светозаром Рузаковым и Геннадием Сокольским.

Стилистика предперестроечных лет чем-то напоминает зарю советской республики – минимализм в оформлении, небольшое количество красок, сухие плакатные решения. Благодаря этой общемировой тенденции выпуск плакатов стал более быстрым, и это оказалось крайне важным.

-14

Техника развивалась семимильными шагами, и художники уже не успевали создавать полноценные произведения искусства – важно было предупредить «здесь и сейчас», идти в ногу со временем.

В настоящее время основная масса информации передается с помощью виртуальных сетей, виртуальных страниц. Тем не менее печатное слово все еще не сдает свои позиции: сотрудники МЧС Москвы раздают жителям листовки и памятки, наклеивают плакаты на доски у подъездов. Особенно теплый отклик можно увидеть у детей – им интересно полистать брошюрки по безопасности, рассмотреть картинки «вживую». И сами плакаты стали намного более яркими, в чем-то и более привлекательными (хотя, к сожалению, над их созданием профессиональные художники не работают так часто, как это было в советскую эпоху).

Вероятнее всего, печатные материалы еще долго останутся важным инструментом противопожарной пропаганды.

-17

#МЧС #МЧСМосквы #пожарные #спасатели