Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Капова пещера

Путевые заметки

В этом году под осень мне случилось дважды посетить Бурзянский район. А год моего самого первого приезда в Бурзян совпал с годом открытия в знаменитой Каповой пещере настенной живописи периода позднего неолита. Председатель Иргизлинского сельсовета К. Разборчиков рассказывал мне, как дождливой поздней осенью 1959 года к ним пожаловал Александр Рюмин – ученый-биолог Башкирского государственного заповедника, – заявил, что сделал историческое открытие, и потребовал этот факт занести в сельсоветские «скрижали». Правда, была ли сделана запись и сохранилась ли она в архиве сельсовета – неизвестно.

С тех пор я не раз бывал в Каповой пещере: и тогда, когда она была еще совершенно дикой, и потом, когда там появилась первая железная решетка на замке, оберегающая от вандализма диких туристов. Что же касается самой пещерной живописи, то она еще не была тронута ни туристами, ни художниками-реставраторами. И в ее словно бы ламинированных кальцитами наплывах, в клубящихся очертаниях охряных пятен и потеков можно было разглядеть не только мамонтов и лошадей, но и все что угодно. Особенно если дать волю своему воображению, ибо все это походило на клубы проплывающего и причудливо меняющего очертания облака...

Говорят, что ныне живописные рисунки смотрятся куда более отчетливо, но скепсис, какой возник у меня еще тогда, остался при мне и поныне. Тем паче после того, как сам Александр Владимирович сказал однажды: «Сначала я решил, что в пещере должны быть рисунки, и только потом открыл их...»

Вместе с тем наиболее удивительными остаются здесь не столько рисунки реликтовых зверей и животных, сколько некие загадочные знаки, один из которых напоминает ритуальный сосуд, чашу с жертвенной кровью. Это говорит о том, что люди Каповой пещеры уже могли мыслить абстрактно – на уровне подобных графических символов, и являлись служителями религии, характерной для первой человеческой цивилизации охотников-собирателей. Теперь этот нарисованный сосуд пытаются сопоставить с описанным в уникальном эпосе «Урал-батыр» сосудом, в котором мифические прародители башкирского народа хранили некий опьяняющий напиток, приготовляемый из звериной крови, и употребляли его во время шаманских действ. Впрочем, употребление звериной или даже человеческой крови, а также всевозможных ритуальных сосудов (раковин, рогов, чаш и кубков) с опьяняющими зельями характерно для большинства изначальных народов, в том числе и для охотников на мамонтов.

Кстати, Капова пещера еще и по сей день остается мистическим местом – наподобие соседнего с ней Аркаима. Считается, что это некое совершенно особое, сакральное место, где человек встречается с духами своих предков. Что именно в таких местах человеческая душа подвергается катарсису, его мозг подпитывается некоей астральной, космической энергией, а тело исцеляется от болезней и недугов. Только сегодня все это сопровождается новыми ритуальными действами – коленопреклоненным омовением лица, подвязыванием веток растений тряпочками, швырянием монет, бдениями, медитациями...

Где-то лет двадцать тому назад, когда первый Президент Башкортостана посетил Капову пещеру, ее впервые привели в надлежащий вид. Перекинули через вытекающую из-под портала речку арочные мосты, проложили в глубину пещеры дорожки и лестницы, обустроили окрестности стендами, видовыми площадками, приставили охрану... И теперь пещера и ее живописные окрестности представляют собой вполне современный туристический комплекс: шлагбаумы, автостоянки, комфортабельные гостиницы, кафе и чайные. Небольшие музеи истории пещеры, лесного бортничества (с бутафорскими бортями и колодными пасеками).

-2

Кстати, в музее пещеры демонстрируются обнаруженные в ней особым образом обработанные доски, значение которых пока неизвестно. На мой взгляд, это осыпавшиеся иконы: они имеют на лицевой поверхности вполне профессионально выполненные так называемые ковчежки, какие обычно покрывались – под последующую иконопись – клеями, паволоками, грунтовками. Ведь известно, что в прибельских пещерах, особенно в Антоновой, обнаружены алтари всевозможных христианских раскольников и сектантов…

Когда-то у Каповой пещеры был всего лишь небольшой кордон, где жили местные пчеловоды-бортники и егеря-обходчики из пчелиного заповедника, открытого где-то в 1959–1961 годах. Была здесь и небольшая гостиница, в какой уже в то время останавливались вездесущие интуристы – немцы, японцы... Тогда у бивачного костра сенокосов, на берегу красавицы Агидели мы с первым директором заповедника «Шульган-Таш» Марселем Абдуллиным косили и скирдовали сено, готовили в походном казане уху из выловленной тут же рыбешки...

С тех пор много из-под гор воды утекло, многое изменилось, но красавица Агидель и седые прибрежные шиханы, покрытые шапками темных сосновых боров, остались все такими же суровыми и первозданными...

Автор: Георгий КАЦЕРИК

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!