Долгое время резьба по кости в азиатских и европейских странах развивалась независимо друг от друга, и культура Европы не оказывала сколько-нибудь значительного влияния на китайское искусство, несмотря на существующие контакты еще со времен Римской империи. С открытием в 17 веке Ост-Индской торговой компании ввоз товаров в Китай расширился и приобрел регулярный характер. Китай захватила мода на европейские вещи: одежду, посуду, произведения искусства. Стилистическое направление произведений из Европы переняли и широко копировали местные мастера, нередко обучавшиеся у художников Европы. Для удовлетворения спроса на «европейские» изделия китайские мастера не только копировали их, овладевая при этом европейскими технологиями и изобразительными средствами, но и инициировали появление новых направлений декоративно-прикладного искусства.
Поэтому будет ошибкой считать, что самая непревзойденная резьба по кости относится к Китаю. Если мы рассмотрим и сравним резные произведения до 17 века, то не увидим существенных различий в качестве и сложности резьбы.
Посмотрим более поздние произведения, где в резьбе по кости наметился существенный прогресс. Детали стали мельче, формы плавнее, заметно влияние культур друг на друга. Европейская резьба обзавелась декоративными деталями, впрочем, по-прежнему в рамках реализма, а резчики из Азии стали внимательнее относиться к объемам, решать их ближе к европейской реалистичной манере.
Сравнение проводится в основном по материалам музея Метрополитен, на сайте музея удобный рубрикатор по годам и странам, коллекция резной кости музея одна из самых разносторонних, в ней представлены очень интересные изделия разных стран и эпох.
Конечно, в рамках одной статьи невозможно провести полноценное исследование, да и выборка не будет репрезентативной. Скорее данная подборка иллюстрирует мнение автора по поводу сравнения резьбы двух частей света.
Хочу обратить ваше внимание на веер и скульптуру Геракла. Они как нельзя лучше демонстрируют главное отличие резьбы, присущей европейским мастерам и резьбы Азии.
Резьбе Китая, Индии и др. присущи декоративные, часто весьма сложные и изощренные решения, присущие только слоновой кости, зачастую их нельзя повторить в другом материале. Резчики по кости в Европе делают те же станковые скульптуры, как и европейские художники, но в малом, камерном размере.
Сравнив резьбу 19 века, можно увидеть, как это главное отличие еще усилилось и окончательно разделило два стиля резьбы, которые уже невозможно сравнивать между собой по качеству.
*по материалам музея Метрополитен и музея Виктории и Альберта
©Татьяна Артюхова
💕Если статья вам понравилась, не забудьте поставить лайк!
👇👇👇
На нашем канале мы публикуем статьи об искусстве резьбы по кости в мире, а также современные произведения.
Профессионально занимаемся резьбой по кости более 20 лет.
Наш Телеграм, где мы публикуем новые работы и где можно написать нам:
Сайт авторов с галереей работ: