Найти в Дзене

Где создавалась самая непревзойденная резьба по кости

Долгое время резьба по кости в азиатских и европейских странах развивалась независимо друг от друга, и культура Европы не оказывала сколько-нибудь значительного влияния на китайское искусство, несмотря на существующие контакты еще со времен Римской империи. С открытием в 17 веке Ост-Индской торговой компании ввоз товаров в Китай расширился и приобрел регулярный характер. Китай захватила мода на европейские вещи: одежду, посуду, произведения искусства. Стилистическое направление произведений из Европы переняли и широко копировали местные мастера, нередко обучавшиеся у художников Европы. Для удовлетворения спроса на «европейские» изделия китайские мастера не только копировали их, овладевая при этом европейскими технологиями и изобразительными средствами, но и инициировали появление новых направлений декоративно-прикладного искусства.

Поэтому будет ошибкой считать, что самая непревзойденная резьба по кости относится к Китаю. Если мы рассмотрим и сравним резные произведения до 17 века, то не увидим существенных различий в качестве и сложности резьбы.

Навершие для буддийского посоха, высота 9 см, начало XV в. Китай,
Навершие для буддийского посоха, высота 9 см, начало XV в. Китай,
Бусина четок с влюбленными, ок. 1500–1525 гг., сделано в Северной Франции или Южных Нидерландах, 13,6 x 4 x 4,3 см
Бусина четок с влюбленными, ок. 1500–1525 гг., сделано в Северной Франции или Южных Нидерландах, 13,6 x 4 x 4,3 см
Диск с родословной Кармы, Тибет, 16 век, 8,7х7,3х1,3 см
Диск с родословной Кармы, Тибет, 16 век, 8,7х7,3х1,3 см
Диптих с Богородицей с младенцем и Распятием, Немецкая культура, начало 15 века, высота 19 см
Диптих с Богородицей с младенцем и Распятием, Немецкая культура, начало 15 века, высота 19 см

Богородица и младенец, Франция, 15–16 века, высота 20 см
Богородица и младенец, Франция, 15–16 века, высота 20 см
Сидящий Ганеша, Индия, Одиша, 16-ый век, высота 18,4 см
Сидящий Ганеша, Индия, Одиша, 16-ый век, высота 18,4 см

Посмотрим более поздние произведения, где в резьбе по кости наметился существенный прогресс. Детали стали мельче, формы плавнее, заметно влияние культур друг на друга. Европейская резьба обзавелась декоративными деталями, впрочем, по-прежнему в рамках реализма, а резчики из Азии стали внимательнее относиться к объемам, решать их ближе к европейской реалистичной манере.

Сравнение проводится в основном по материалам музея Метрополитен, на сайте музея удобный рубрикатор по годам и странам, коллекция резной кости музея одна из самых разносторонних, в ней представлены очень интересные изделия разных стран и эпох.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно провести полноценное исследование, да и выборка не будет репрезентативной. Скорее данная подборка иллюстрирует мнение автора по поводу сравнения резьбы двух частей света.

Настольная ширма, Китай, 18-ый век, высота 28,3 см
Настольная ширма, Китай, 18-ый век, высота 28,3 см
Геракл и Ахелой (в образе быка), приписывается Мастеру Мученичества Святого Себастьяна Австрийского, ок. 1670, высота 7,6 см
Геракл и Ахелой (в образе быка), приписывается Мастеру Мученичества Святого Себастьяна Австрийского, ок. 1670, высота 7,6 см

Табакерка с буддийскими фигурками, Китай, 18-ый век, 7,3 см
Табакерка с буддийскими фигурками, Китай, 18-ый век, 7,3 см

Орфей укрощает диких зверей, рельеф, конец 17 века, 12,9 см х 15,7 см
Орфей укрощает диких зверей, рельеф, конец 17 века, 12,9 см х 15,7 см
Веер бризе, Китай, конец 18 века, 21 x 38,7 см
Веер бризе, Китай, конец 18 века, 21 x 38,7 см
Геракл и Ахелой, приписывается Мастеру Мученичества Святого Себастьяна Австрийского, вероятно середина 17 века. Вообще, в 17 веке в Европе было создано очень много подобных впечатляющих скульптур.
Геракл и Ахелой, приписывается Мастеру Мученичества Святого Себастьяна Австрийского, вероятно середина 17 века. Вообще, в 17 веке в Европе было создано очень много подобных впечатляющих скульптур.

Хочу обратить ваше внимание на веер и скульптуру Геракла. Они как нельзя лучше демонстрируют главное отличие резьбы, присущей европейским мастерам и резьбы Азии.

Резьбе Китая, Индии и др. присущи декоративные, часто весьма сложные и изощренные решения, присущие только слоновой кости, зачастую их нельзя повторить в другом материале. Резчики по кости в Европе делают те же станковые скульптуры, как и европейские художники, но в малом, камерном размере.

Сравнив резьбу 19 века, можно увидеть, как это главное отличие еще усилилось и окончательно разделило два стиля резьбы, которые уже невозможно сравнивать между собой по качеству.

Табличка с драконом, фазаном, перепелом и другими птицами среди бамбука и цветущей сливы, Китай, конец 19 века, длина 54,6 см
Табличка с драконом, фазаном, перепелом и другими птицами среди бамбука и цветущей сливы, Китай, конец 19 века, длина 54,6 см
фрагмент резьбы
фрагмент резьбы
Нэцкэ 19 века, Япония
Нэцкэ 19 века, Япония
Афина Паллада, Ричард Кокл Лукас, ок. 1840-65 в, Великобритания, 13,2 см х 9 см
Афина Паллада, Ричард Кокл Лукас, ок. 1840-65 в, Великобритания, 13,2 см х 9 см
Окимоно с учениками Будды, Хосинса, Иокогама, Япония, 1890–1910, высота с подставкой 40,1 см. Такая чисто декоративная резьба по слоновой кости такого размера начала появляться в период Мэйдзи (1868-1912 гг.), когда такие изделия экспонировались на многих международных выставках, проходивших по всему миру.
Окимоно с учениками Будды, Хосинса, Иокогама, Япония, 1890–1910, высота с подставкой 40,1 см. Такая чисто декоративная резьба по слоновой кости такого размера начала появляться в период Мэйдзи (1868-1912 гг.), когда такие изделия экспонировались на многих международных выставках, проходивших по всему миру.

А это пример сложного сувенира, Китай, Кантон,  19 век. Общая высота 81 см. Эта резная модель лодки из слоновой кости была установлена ​​на колесах, приводимых в действие заводным двигателем, который больше не работает. Механизированные модели такого рода вместе с павильонами с аналогичным двигателем с движущимися фигурами и животными были популярным сувениром Кантона.
А это пример сложного сувенира, Китай, Кантон, 19 век. Общая высота 81 см. Эта резная модель лодки из слоновой кости была установлена ​​на колесах, приводимых в действие заводным двигателем, который больше не работает. Механизированные модели такого рода вместе с павильонами с аналогичным двигателем с движущимися фигурами и животными были популярным сувениром Кантона.
Нищие, Франция, Дьепп, ок. 1850 г., 15,4 см. Это тоже своего рода сувенир, производившийся массово в одной из многочисленных мастерских Дьеппа, славившиегося резьбой по кости.
Нищие, Франция, Дьепп, ок. 1850 г., 15,4 см. Это тоже своего рода сувенир, производившийся массово в одной из многочисленных мастерских Дьеппа, славившиегося резьбой по кости.
Окимоно, Япония, 19 век, подобные и более сложные фигурки пользовались большим спросом у европейских коллекционеров, они производились в больших количествах специально для экспорта. Несмотря на национальный колорит, в скульптурах хорошо просматривается их «сувенирность».
Окимоно, Япония, 19 век, подобные и более сложные фигурки пользовались большим спросом у европейских коллекционеров, они производились в больших количествах специально для экспорта. Несмотря на национальный колорит, в скульптурах хорошо просматривается их «сувенирность».

*по материалам музея Метрополитен и музея Виктории и Альберта

©Татьяна Артюхова

💕Если статья вам понравилась, не забудьте поставить лайк!

👇👇👇

На нашем канале мы публикуем статьи об искусстве резьбы по кости в мире, а также современные произведения.

Профессионально занимаемся резьбой по кости более 20 лет.

Интерьерная скульптура «Golden Teacher»
Артюховы Даниил и Татьяна30 мая 2023

Наш Телеграм, где мы публикуем новые работы и где можно написать нам:

Артюховы Даниил и Татьяна

Сайт авторов с галереей работ:

Главная - Даниил и Татьяна Артюховы