Найти тему

Что такое CRM-аналитика и как ее использовать

Оглавление

Чтобы управлять бизнесом и принимать стратегические решения, необходимо погружаться в процессы и быть в курсе результатов деятельности. В этом помогает CRM — многофункциональный инструмент для работы с клиентами и сотрудниками. В такие системы встроена аналитика, однако не каждый руководитель знает, как взять от нее максимум. Расскажем, как пользоваться аналитикой CRM, и какие метрики важно учитывать бизнесу.

Что такое CRM-аналитика и зачем она нужна

В CRM предусмотрено множество инструментов анализа. Основные возможности систем:

  • Управление данными о продажах. Вы сможете отследить динамику и все этапы сделки — от посещения сайта клиентом до оплаты и доставки. Это помогает оценить эффективность маркетинговой стратегии, сезонность спроса, скорость прохождения воронки продаж покупателями.
  • Исследование клиентов. CRM помогает выявить потребности и закономерности поведения постоянных заказчиков, составить финансовый рейтинг и сегментировать базу покупателей. Эта информация поможет определить популярные и невостребованные товары, скорректировать рекламную кампанию.
  • Оценка эффективности работы. Программа составляет отчеты по каждому менеджеру и отделу. Метриками могут быть количество заключенных сделок, продолжительность коммуникации с клиентами, число пропущенных звонков, статистика удовлетворенности заказчиков. Вы сможете поощрить результативных сотрудников и провести работу с теми, кто допускает ошибки.
  • Мониторинг звонков и рекламных источников. Вы узнаете, в какое время клиенты наиболее активны, и распределите нагрузку на персонал, определите перспективные каналы продвижения, вовлеченность аудитории, конверсию лидов в продажи.
  • Анализ воронки продаж. Программа построит воронку и отобразит количество лидов на каждом ее этапе. С помощью метрики вы узнаете, на каких стадиях чаще срываются сделки, сможете понять причины и пересмотрите стратегию продаж.

Преимущества аналитики CRM:

  • «Пакетный» функционал. После того как вы настроите аналитику под свои нужды, все процессы, в том числе сбор и обработка данных, будут идти автоматически. Вам останется только использовать полученную информацию в своих целях.
  • Простота. Отчеты детальны, наглядны и интуитивно понятны — их можно применять сразу же.
  • Объективность. Показатели снимаются автоматически, человеческий фактор исключен, риск ошибки менеджера при составлении графиков отсутствует.

Основные показатели

Вот лишь некоторые из множества полезных метрик:

  • Количество лидов. Это потенциальные клиенты, которые проявили заинтересованность в продукте, но еще не дошли до сделки. Интерес лидов выражается в выполнении целевого действия — звонке, заполнении заявки, заказе консультации. С помощью этого показателя вы спрогнозируете продажи, выявите динамику спроса, оцените результаты рекламных кампаний, запланируете загрузку производства и склада.
  • Число сделок. Покажет операции, которые сотрудники обрабатывают в настоящий момент, а также успешно закрытые или упущенные сделки. Вы узнаете, сколько сделок в работе, как они распределяются по этапам воронки продаж, кто за них ответственный. Это поможет оценить прибыль и выявить слабые места в работе менеджеров.
  • Конверсия. Это процент лидов, совершивших покупку. Рост или умеренное колебание конверсии нормальны. Если показатель падает, нужно выяснять причину. В этом поможет CRM. Часто анализ помогает понять, почему лиды не превращаются в продажи, а также позволяет выявить серьезные проблемы, например, слишком дорогую для вашей ЦА доставку.
  • Сумма среднего чека. Это соотношение суммы покупок и их количества. По показателю оценивают работу персонала или бизнес-процессы компании. Так, если средний чек у двух менеджеров значительно различается, значит, с отстающим сотрудником необходимо провести дополнительную работу. Если показатель низкий у всех специалистов, скорее всего, проблема в самой компании, например, в ее ценообразовании или продукте.
-2

Инструменты анализа

Чтобы пользоваться всеми возможностями CRM, систему интегрируют с полезным для бизнеса ПО.

  • Коллтрекинг. Программа для мониторинга источников звонков, которая помогает оценить эффективность каналов продвижения. Суть ее в следующем: программа показывает на сайте уникальный номер телефона каждому пользователю. Когда он звонит в компанию, система записывает разговор и собирает данные: с какой рекламы пришёл, в каком регионе находится и другое. Программа также помогает конкретизировать ЦА бренда и выяснить, как клики конвертируются в заявки. Чтобы коллтрекинг работал безошибочно, его интегрируют с IP-телефонией.
  • Сквозная аналитика. Сервис, который собирает данные о лидах, заявках, закрытых сделках, доходах и расходах на маркетинг. Он обрабатывает и хранит сведения о каждом взаимодействии клиента с компанией. Особенность сквозной аналитики — оценка реальных продаж — позволяет сделать честные выводы об эффективности рекламы. Например, компания использует разные инструменты продвижения — SEO, контекстная реклама в Яндекс.Директ, Google.Ads и ВКонтакте. Для каждой сети используются свои кампании, с разными предложениями, различными объявлениями и набором ключевых слов. Сквозная аналитика позволит получать полную информацию по эффективности не только каждого канала, но и каждой ключевой фразы. Это дает возможности тонкой настройки рекламных кампаний, точного попадания в потребности ЦА и экономии маркетингового бюджета.
  • Как составить отчет. Аналитика CRM детализирована по периодам: дням, неделям, месяцам, а иногда и часам. Вы можете регулярно обновлять данные и получать актуальную информацию за конкретный промежуток времени. Достаточно в несколько кликов запросить отчеты в соответствующем разделе, вывести отчет на экран или сохранить на ПК.
-3

Типичные ошибки

Выбор неактуальных отчетов. Иногда компании пытаются анализировать все, даже то, что не нужно. Это отнимает время и не дает никакого эффекта. CRM — гибкий инструмент, и его несложно адаптировать под свои нужды. Выберите несколько метрик, необходимых вашему бизнесу, и настройте отчеты под них.

Сложный модуль аналитики. Десятки вкладок, настроек и способов отобразить данные небольшому магазину с маленьким ассортиментом и двумя менеджерами не нужны. Выбирайте CRM так, чтобы неудобных или слишком сложных модулей не было. Обнаружить такие помогает тестовый период — во время его прохождения уделите особое внимание аналитическим инструментам.

Отсутствие системной работы с обнаруженными проблемами. Если вы выявили слабые места, но не предприняли никаких действий для их устранения, в следующем отчетном периоде вы снова столкнетесь с теми же проблемами. Суть аналитики от этого теряется — задача инструмента в том, чтобы избавиться от недочетов, а не просто фиксировать их наличие. На каждую обнаруженную проблему разрабатывайте комплекс мер по решению. Например, мотивируйте менеджеров, откажитесь от неэффективных рекламных каналов и устраните слабые места в воронке продаж.

Пример использования

Небольшой магазин одежды эконом-класса в спальном районе оценивал свою успешность по единственному показателю — уровню прибыли. Исходя из этого сотрудникам ставили планы и применяли меры взыскания. Анализ ЦА не проводили, а товар завозили бездумно, отталкиваясь от наличия у поставщиков. При этом руководство активно вкладывалось в маркетинг, не вникая, насколько результативна текущая стратегия.

С приходом кризиса выручка начала быстро падать. Чтобы сохранить магазин, владельцам необходимо было сократить затраты, уточнить целевую аудиторию и переформировать ассортимент. Для этого требовались аналитические инструменты. Компания выбрала CRM с пробным периодом и уже в первые недели пользования пришла к важным выводам:

  • Большая часть покупателей магазина — женщины с детьми. Мужская одежда продавалась медленнее. Руководство расширило ассортимент игрушек и детской бижутерии. Это помогло увеличить средний чек.
  • Реклама в бесплатной районной газете оказалась неэффективной. А вот объявления в соцсетях и наружная реклама приводили новых покупателей. С помощью CRM-аналитики магазин выявил неэффективные каналы и избавился от них, перестав расходовать бюджет впустую.
  • Анализ работы продавцов также позволил определить наиболее перспективных и успешных сотрудников. Они лучше обслуживали покупателей и приносили больше прибыли. Для отстающих руководство разработало систему мотивации.
  • В несезон склад часто оказывался затоварен. С помощью аналитических инструментов руководители определили оптимальную загрузку склада в пик сезона и вне его, это также помогло сократить ненужные расходы.

В результате благодаря CRM-аналитике бизнес избавился от лишних трат, сосредоточился на наиболее прибыльных сегментах аудитории и выбрал эффективные рекламные каналы. Магазину удалось вернуться к докризисным показателям по продажам. С помощью CRM руководство регулярно анализирует спрос, корректирует ассортимент и загрузку склада. Система полностью себя оправдала.

Коротко о главном

  • CRM аналитика нужна для оценки продаж, доходов, эффективности сотрудников и каналов продвижения.
  • Программа позволяет строить воронку продаж и отслеживать, на каком этапе клиенты отказываются от сделок.
  • Чтобы воспользоваться всеми возможностями CRM, ее интегрируют с коллтрекингом, сквозной аналитикой.
  • Отчеты CRM помогут скорректировать бизнес-процессы и рекламный бюджет, пересмотреть ассортимент, разработать мотивационные модели для сотрудников.

Кстати, у нас есть свой журнал! Заглядывайте, там тоже много полезного: https://www.bitrix24.ru/journal/