У нашей бабушки Надежды Усачёвой, папиной мамы, было невероятное богатство - огромная коллекция советских открыток! Полный комод с тремя глубокими ящиками был заполнен открытками на любой праздник.
Были, конечно, и новые, которые бабушка покупала на почте, чтобы подписать к очередному празднику, но бОльшую часть составляли открытки со всех концов СССР. Это её ученики за многие годы работы в школе к каждому празднику отправляли своей первой учительнице (нашей бабушке) по почте своё поздравление.
Мы часами могли перебирать эту коллекцию, разглядывая картинки и марки, перечитывая поздравления и адреса. Самые красивые и волшебные конечно же были новогодние открытки.
На обратной стороне каждой открытки были подписаны художники, и мне нравилось сравнивать их, раскладывать по категориям, отбирать любимые. Всегда удивлялась, что каждый художник рисует новогоднюю сказку по-своему.
А самые узнаваемые и самые любимые были открытки настоящего волшебника — Владимира Зарубина! Их у бабушки было больше всего.
Мне стало интересна жизнь художника, который подарил советским детям эти яркие новогодние образы. Оказывается, Владимир Иванович Зарубин (1925-1996), был художником-мультипликатором киностудии «Союзмультфильм». На его счету 103 мультфильма, среди которых — первые выпуски «Ну, погоди!» и «Приключения Васи Куролесова», «Тайна третьей планеты» и «Жил-был пёс».
Из пяти частей «Маугли» — две с половиной — Зарубина. Сыщик в «Бременских музыкантах» тоже его. Вот откуда столько узнаваемых образов на картинках! Это же заяц из «Ну, погоди!» с этими характерными зарубинскими глазами!.
Каждая открытка Владимира Зарубина — это маленькая сказка! Чаще — новогодняя или ко дню рождения. Патриотические темы не были ему близки. Как-то он попробовал нарисовать первомайскую картинку — не получилось… За период с 60-х по 90-е годы было выпущено огромное количество — более 1,5 миллиарда открыток с рисунками Владимира Зарубина
Трагичным были последние годы известного художника. В начале 1990-х годов художник начал постоянно работать с одним маленьким издательством. Со временем издательство выросло, преимущественно благодаря работам Зарубина. Но вскоре директор стал задерживать оплату, намекая, что работы Владимира никому не нужны и берут их из жалости.
В какой-то момент платить художнику вообще перестали, продолжая требовать новые открытки. Год Владимир не получал никаких денег. Устав ждать их, позвонил и услышал в ответ: «И не собираемся вам платить, фирма разорилась!» Сразу после этого разговора у Зарубина случился третий инфаркт, и он скончался на руках жены и сына. Супруга пережила его лишь на год — смерть мужа подкосила женщину. А издательство, как выяснилось, продолжило существовать...
Художника не стало, но его открытки, хранящие тепло и доброту детской сказки живут до сих пор. И каждый раз, увидев открытку Владимира Зарубина я "улетаю" в детство. Я разглядываю их, затаив дыхание, прислушиваюсь к своим чувствам. Душа наполнялась теплотой, волшебным трепетом и верой в чудеса. Та девочка, верящая в волшебство Нового года, в Деда Мороза и любящая подолгу смотреть на елочку в огоньках - она внутри меня.
Закрываю глаза, и передо мной всплывают воспоминания: вот папа приносит из леса пушистую сосёнку, она тает и по дому расплывается свежий хвойный дух. Мы наряжаем с мамой лесную красавицу: стеклянные шары, гирлянда, серебристый дождик.
Родители приносят нам с работы подарки с конфетами и мандаринами, на новогодние утренники мы надеваем сказочные костюмы. В эти дни воздух пронизан волшебством! И у всех много открыток — люди дарят их просто так, их отправляют по почте, дети перерисовывают любимых героев на новогодние плакаты!
В городе Совесткий (ХМАО) остановки украсили советскими открытками. Идея установить баннеры принадлежит Дмитрию Кудину, сотруднику управления архитектуры и градостроительства администрации Советского района.
Мы же в своём Доме культуры распечатываем такие баннеры на цветном принтере. Эти сюжеты с открыток талантливого художника для нас, как портал в прошлое...