Как правило, болезненные чувства и ограничивающие убеждения травмированной части личности связаны с опытом самого человека. Но бывает и так, что в личной истории не было опыта, который мог бы вызвать подобные переживания. В таком случае, скорее всего, имеет место быть трансгенерационная травма (в системной семейной терапии субличностей она называется унаследованным бременем). Такая травма проявляется как негативные убеждения, воспоминания, ощущения, чувства и эмоции, мысли и роли, передающиеся по семейной (родовой) линии. Это опыт, который переживали наши предки.
Таким бременем может быть, например, страх голода, хотя сам человек никогда не голодал, или страх быть состоятельным (если в роду есть опыт раскулачивания). Любые убеждения («все мужчины/женщины предатели», «ярким и заметным быть опасно», «во всем виновато правительство», «без высшего образования нельзя преуспеть в жизни», «честным трудом невозможно хорошо зарабатывать» и т.д.), которые мы переняли от своих родителей, а те – от своих, являются унаследованным бременем. Также груз прошлого может проявляться в проигрывании представителями разных поколений одних и тех же дисфункциональных семейных ролей («мученик», «тиран», «герой» и т.д.)
Зачастую трансгенерационная травма появляется, когда случается какая-то ситуация или обстоятельство, с которым связаны сильные чувства – боль, стыд, страх - и эта ситуация или обстоятельно становятся семейной тайной, о которой нельзя говорить. Например, кто-то из родственников имеет психическое заболевание, или был репрессирован, или совершил преступление, или покончил жизнь самоубийством и др. В следующем поколении об этом событии запрещено говорить как о постыдной или болезненной части семейной истории. А в третьем поколении о самом событии могут уже даже и не знать, но испытывают болезненные чувства, с ним связанные, и следуют убеждениям, имеющим отношение к этому событию.
Бремя может быть также унаследовано не по родовой, а по культурной линии. Примеры такого бремени - это расизм, дискриминация по половому признаку или по внешнему виду, ресентимент в отношении каких-либо стран и культур. Убеждения типа «мужчина должен быть сильным», «женщина должна быть красивой» и пр. относятся сюда же.
Часто человек не осознает, что у него есть унаследованное бремя. Ему эти убеждения и чувства кажутся его собственными, а иногда он даже их вообще не замечает, в то время, как они оказывают значительное негативное влияние на его жизнь - порой даже более сильное, чем личное бремя (то, которое появилось в результате собственного опыта). Наше восприятие унаследованного бремени можно сравнить с тем, как рыба воспринимает воду – она постоянно находится в воде, но вода для нее настолько привычна, что рыба не замечает ее.
Можно заподозрить наличие унаследованного бремени, если после работы с личной историей симптомы, с которыми человек обратился к терапевту , все равно остаются. Или уходят, но позже вновь возвращаются. Тогда следует работать с выявлением унаследованного бремени и освобождением от него. Таким образом, человек становится тем поворотным пунктом, с которого начинается новая история его рода, не отягощенная грузом прошлого. Также в ходе процесса наряду с бременем можно обнаружить дары, которые человек получил от своих предков (способы мышления, отношений и роли, которые приносят пользу). И тогда они для него становятся ценным ресурсом в настоящем.
Как Вы думаете, есть ли у Вас унаследованное бремя? Как оно проявляется в Вашей жизни?
Задать вопросы и записаться на консультацию можно здесь: https://www.b17.ru/a_kayukova/