Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Редкий английский велосипедный фонарь, изготовленный компанией Jos. Lucas в 1899 году - из коллекции Веломузея.

Оглавление

Редкий велосипедный фонарь из коллекции Веломузея – английский Acetylator, изготовленный в 1899 году знаменитой британской компанией Joseph Lucas & Son из Бирмингема. Представленная лампа относится к первой модификации модели; последующая отличалась от нее дизайном. Фонарь ацетиленовый (или карбидный, как его еще называли), то есть освещение происходит за счет горения ацетилена, вырабатываемого в результате химической реакции между карбидом кальция и водой, происходящей в фонаре. Этот тип освещения появился в середине 1890-х годов и сразу получил большое распространение благодаря яркости света.

Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Подготовка фонаря перед поездкой состоит в закладывании колотого карбида в нижний резервуар, который отвинчивается от корпуса; затем в емкость в верхней части фонаря заливают воду. Отвинчивание игольчатого клапана открывает поступление воды в емкость с карбидом. Начинается реакция и выходящий из форсунки под рефлектором ацетилен поджигают спичкой. Количество поступающей воды и, соответственно, сила света регулируются игольчатым клапаном. При этом реакция, происходящая в фонаре имеет определенную инерцию, отчего потушить лампу мгновенно, просто «прикрутив» клапан, не получится – ацетилен будет вырабатываться еще какое-то время и из соображений пожарной безопасности лучше дать ему выгореть. Полной заправки этого фонаря хватает примерно на 30-40 минут работы.

Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Фонарь имеет параллелограммную подвеску и крепится на стандартный фонарный крюк велосипеда. Для чистки форсунки и поджигания газа передняя часть фонаря откидывается на петле вбок. На боковых поверхностях фонаря с каждой стороны расположены цветные стекла, выполняющие роль габаритных огней. Справа стекло зеленое, а слева – красное. Сделано это для того, чтобы наблюдатель, видящий неторопливо двигающегося велосипедиста со стороны, мог понять, в какую именно сторону он едет. Этот стандарт не прижился на велосипедных фонарях, но зато используется по сей день на речных и морских судах, а также на самолетах!

Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Ацетиленовые фонари были распространены со второй половины 1890-х годов до конца 1920-х. По своей эффективности ацетиленовые лампы значительно превосходили масляные и керосиновые, а тем более свечные типы, использовавшиеся ранее, но со временем они были вытеснены с рынка более безопасными и не требующими сложных манипуляций электрическими фонарями. Существовало множество производителей и огромное количество моделей «карбидников», порой очень затейливых по конструкции и дизайну.

Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ацетиленовый велосипедный фонарь "Acetylator", изготовленный английской компанией Jos. Lucas & Son в 1899 году - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея сейчас хранится более 450 велосипедных фонарей различных конструкций, в том числе около 120 - ацетиленовых ламп.

Посмотрите обзоры велосипедных фонарей различной конструкции, изготовленных английской компанией Jos. Lucas, хранящихся в коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Реклама фонаря  "Acetylator" и различных аксессуаров производства Jos. Lucas & Son из каталога 1899 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Реклама фонаря "Acetylator" и различных аксессуаров производства Jos. Lucas & Son из каталога 1899 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.