Приветствую своих дорогих читателей на своём канале в рамках рубрики, которая в прошлом, 2022-м году, планировала стать регулярной, но была незаслуженно заброшена с конца мая. Не знаю, всему виной ли то, что я перегорел от просмотра архивов по «Top of the Pops» или то, что третью часть я выпустил аккурат за несколько часов до смерти Энди Флетчера из Depeche Mode, в результате чего последний материал остался в тени предыдущих.
Как бы то ни было, давайте вновь вернёмся в эпоху, когда одно британское шоу практически рулило миром и чартами синглов Великобритании.
Для начала: что здесь вообще происходит? Я по сложившейся традиции субъективно выбираю лучшие выступления в истории шоу «Top of the Pops», а вы, дорогие читатели, оставляете комментарии по теме и предлагаете свои варианты для будущих продолжений. Всё просто. Сегодня вновь будет семь выступлений, чтобы и не очень мало, и не перебор.
Начнём!
Tubeway Army – «Are "Friends" Electric?»
Дата выступления в шоу: 24 мая 1979 года
В прошлый раз мы закончили на Дэвиде Боуи и его появлении с песней «Starman», изменившей ход событий для многих телезрителей того шоу. Среди них был и 14-летний паренёк по имени Гэри Энтони Джеймс Уэбб, спустя год взявший себе сценическое имя Гэри Ньюман и, как и в своё время Боуи, перевернувший игру своим появлением на «Top of the Pops» в 1979 году.
В выступлении с песней «Are "Friends" Electric?» для современного зрителя может не оказаться ничего любопытного. Фонограмма на месте. Но... на дворе 1979 год, никому не известная группа выпускает сингл, полностью звучащий как песня из будущего. Шок.
И Ньюман так загипнотизировал зрителей и слушателей своим видом робота, что уже спустя месяц после дебюта на «Top of The Pops» «Are "Friends" Electric?» покорил британский хит-парад и открыл дорогу Гэри к потрясающей сольной карьере. Она продолжается и по сей день!
Моби – «Go»
Дата выступления в шоу: 31 октября 1991 года
Сегодня будет много крутой электронной музыки. Первый хит Моби, покоривший ТОП-10 британского чарта, по сей день остаётся знаковым треком, чётко подхватившим дух времени. В особенности сэмпл из мелодии Анджело Бадаламенти для культового сериала «Твин Пикс». Тема Лоры Палмер определённо зажглась новыми красками благодаря «Go».
А ведь поначалу трек был ничем не примечательным би-сайдом.
В самом выступлении Моби просто развлекался. Бил по выключенной клавиатуре и двигался, словно дёрганный. Но сработало же!
Tears for Fears – «Break It Down Again»
Дата выступления в шоу: 27 мая 1993 года
Ровно за месяц до моего рождения (почему бы и не похвастаться?) на «Top of the Pops» в последний раз за карьеру появились Tears for Fears. И, как и многое из 90-х, это была совсем не та группа, которую мы знали. Курта Смита не было, Роланд Орзабал отрастил ещё больше волос, набрал других музыкантов и сменил звучание на вполне альтернативное, чтобы не затеряться в стремительно развивающемся музыкальном мире.
«Break It Down Again» – главный сингл в поддержку альбома «Elemental», единственная более-менее успешная попытка Роланда записываться без Курта. Само собой, период в целом недооценённый, а не провальный, как принято считать.
Взять вот хотя бы это выступление. Оно отличное, Орзабал поёт живьём и поёт классно.
Бьорк – «Army of Me»
Дата выступления в шоу: 4 мая 1995 года
Выступление, после которого я окончательно убедился в очевидном: Бьорк в музыке может пробовать вообще всё и везде будет как рыба в воде.
В апреле 1995 года исландская волшебница выпустила первый сингл со своего второго альбома. «Army of Me» чертовски хорошая песня, но в оригинальной версии она во многом опирается на сэмпл знаменитой партии ударных в исполнении Джона Бонэма из песни Led Zeppelin «When the Levee Breaks». Зато тем, кто купил тот сингл, досталась целая партия интересных ремиксов и вариаций «Army of Me». На шоу прозвучал живьём один из таких вариантов.
Бьорк при участии Скин и её группы Skunk Anansie даёт такого отборного хэви-метала, что сначала ты протираешь глаза от удивления, а потом просто не хочешь останавливать это. Спойлер: тут есть скрим-вокал от исландки! И это не кликбейт.
Eels – «Novocaine for the Soul»
Дата выступления в шоу: 14 февраля 1997 года
Знаете, как я узнал о такой самобытной группе, как Eels? Да так же, как и к другим культовым героям 90-х Morphine. Через нашего Дельфина с его (неожиданность) обильными сэмплами на дебютном сольнике «Не в фокусе». И вот я поймал себя на мысли, что уже второй раз за неделю упоминаю Андрея в статье. О творчестве поговорить что ли?
Но вернёмся к Eels. «Novocaine for the Soul» – дебютный сингл с их дебютного альбома и одна из главных удач группы. Песня вошла в британский чарт сразу на десятое место. А поскольку они были из Америки, да ещё и не с мейджор-лейбла – успех был неожиданным.
Ребят пригласили на «Top of the Pops». И это получилось крайне мило. Особенно в конце, когда музыканты начали ломать инструменты. Призываю не только посмотреть, но и песню послушать внимательно. Полюбите сразу!
The Cure – «The Lovecats»
Дата выступления в шоу: 29 декабря 1983 года
Любой бы из вас, не зная предыстории, решил, что данную песню исполняет самая позитивная в мире группа, приносящая публике исключительно хорошее настроение. Что ж, у нас Роберт Смит фигура не менее знаковая, нежели на родине, поэтому обмануть вас не получится.
Спустя год после релиза мрачнейшего «Pornography» The Cure переродились заново и стали более радиоформатными. «The Lovecats» чётко демонстрирует перемены. Стоило ли удивляться тому, что группа впервые покорила британскую десятку синглов.
Роберта Смита здесь можно только затискать, настолько он мил. И заметьте, хорошему певцу даже микрофон не нужен! Другое дело, что вряд ли он бы в такой же манере спел «Faith» или «One Hundred Years».
UNKLE – «Be There» (вместе с Иэном Брауном)
Дата выступления в шоу: 19 февраля 1999 года
Закончить бы хотелось чем-то не менее эпохальным. Здесь всё живое, несмотря на электронную составляющую. И всё просто великолепное.
Если вдруг кто не в курсе: UNKLE – интереснейший проект второй половины 90-х, главными лицами которого были основатель независимого лейбла Mo' Wax Джеймс Лавель и талантливый DJ Shadow, чей сольный дебютник «Endtroducing....» ранее произвёл настоящий фурор в среде любителей музыки подобных жанров. Спустя пару лет такой же успех ждал и дебютник UNKLE, в котором DJ Shadow был главной движущей силой, а Лавель – сильным руководителем.
Единственное в истории UNKLE выступление на «Top of the Pops» вышло запоминающимся. DJ Shadow вовсю использует скретч, Лавель добавляет меллотрон и всё это приправляется вокалом бывшего лидера The Stone Roses Иэна Брауна. Очередной уникальный кирпичик в слияние электронной и рок-музыки.
На этом всё, друзья мои.
Ссылки на все уже вышедшие части по «Top of the Pops» я оставлю ниже. Заходите, ностальгируйте, поддерживайте:
Напоминаю о возможности поддержать автора канала монеткой. Вы можете выбрать любую сумму на своё усмотрение:
Мой Телеграм, где мы обсуждаем новости в более неформальной обстановке: