Часть 6
Начало разбора канона здесь: Введение; часть 1 Тропари первой песни канона Андрея Критского; часть 2.1 История грехопадения (к тропарям первой песни канона Андрея Критского); часть 2.2 Тропари первой песни канона Андрея Критского (Грехопадение); часть 3 Каин и Авель. Тропари первой песни канона Андрея Критского; Часть 4 Притча о блудном сыне. Тропари первой песни канона Андрея Критского; Часть 5 Притча о милосердном самарянине. Тропари первой песни канона Андрея Критского.
Нам осталось из состава первой песни канона Андрея Критского разобрать два тропаря.
Один на «Славу» ― это Троичный тропарь.
Другой на «И ныне» ― тропарь Богородичен.
Таким образом мы с вами завершаем разбор первой песни канона Андрея Критского. Она полностью, по полочкам, по словечкам разобрана.
«Пресущественная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления».
Обращение ко Святой Троице. Что значит Пресущественная Троица? Существовавшая всегда, вечно. Не было времени, когда не было Троицы Господа нашего в Трех Лицах прославляемого и познаваемого. Пресущественная Троица ― существовавшая всегда.
«Во Единице покланяемая», то есть, несмотря на то, что это Три Лица, три ипостаси Святой Троицы, но это единый Бог, поэтому во Единице покланяемая. Троица во Единице покланяемая ― женский род, потому что обращение к Святой Троице.
«Возьми бремя от мене тяжкое греховное». Эту фразу мы уже с вами встречали неоднократно, разбирая тропари первой песни канона. Поэтому не буду на ней останавливаться, она должна быть нам уже понятна.
«И яко благоутробна» ― опять женский род, обращение ко Святой Троице. «Благоутробна» ― благая утроба; утроба как сердце, что-то внутреннее.
«Даждь ми слезы умиления». Эту фразу мы тоже разбирали.
«Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и, яко Владычица Чистая, кающаяся прими мя».
Обращение к Богородице.
«Богородице» ― звательный падеж.
«Надежде и Предстательство Тебе поющих» ― это тоже звательный падеж. То есть Богородица названа здесь Надеждой и Предстательством для тех, кто Ее воспевает. А что значит предстательство? Она за нас предстоит пред Богом и ходатайствует за нас.
«Возьми бремя от мене тяжкое греховное». Эта фраза повторяется, она нам уже понятна и близка.
«И яко Владычице Чистая, кающаяся прими мя». Почему мы Богородицу называем Владычицей, Царицей Небесной? Потому что Она родила Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит о законе: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Он, конечно же, знает и исполняет заповедь о почитании отца и матери. Поскольку Она Его земная мать, Ее молитвы, Ее желания, ходатайства имеют очень важное значение.
Господь, например, продемонстрировал, насколько Ее заступничество иногда имеет решающую роль, на браке в Кане Галилейской. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них» (Ин. 2:1-3). Но Господь Иисус Христос не хотел вмешиваться во все процессы. Он посчитал это неуместным, но Она настояла, и тогда Он сделал то, что она просила.
Мы в данном случае видим, что Господь Ее ходатайство принял. Несмотря на то, что, может, и не хотел, но все-таки сделал так, как Она просила. Именно поэтому мы считаем, что Ее молитвы за нас имеют очень серьезное значение. Поэтому мы называем Ее Владычицей и просим, чтобы Она приняла нас кающихся: «кающаяся прими мя». Мы знаем, конечно, что не Она нас спасает, не Она нас кающихся принимает, но Ее молитвы пред Богом, ее предстательство играет для нас решающее значение.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.