Найти в Дзене
Сергей Дагаев

Искусство вычитания

Время Великого поста ста­вит перед нами вопросы, на которые мы отвечаем своей жизнью. Но жизнь не стоит на месте, несется вперед, принося новые радости, заботы и... посто­янно что-то отнимая. Как относиться к потерям, ко­торые затрагивают самую суть нашего существова­ния, заставляют пересма­тривать привычные пред­ставления о Боге, мире и человеке?

Газетный вариант
Газетный вариант

ВСЁ ПЕРЕНЕСТИ И УСТОЯТЬ

В известном стихотворе­нии Элизабет Бишоп «Об од­ном искусстве» речь идет о необычной способности, ко­торая открывается в челове­ке с течением жизни:

Постичь нетрудно мастер­ство потерь.

Столь многое теряется, что это

трагедией не может быть, поверь...

...Я потеряла мамины часы. Затем, сочти, измерь:

Два дома из любимых трех. Печальная примета.

Постичь нетрудно мастер­ство потерь.

В случае с героиней сти­хотворения Бишоп речь идет о невосполнимых потерях, которые она учится перено­сить без ропота и сожале­ния. Тяжело? Да, но на то оно и искусство, почти ремесло - постепенное расставание с людьми, вещами и иллюзия­ми. Жизнь не прощает невы­ученных уроков и каждый раз предлагает новые. Она как бы говорит: попробуй обойтись без того, без чего не мог обойтись, что радова­ло глаз, утешало душу, - и. если хватит духа, стань силь­нее. терпеливее, спокойнее. Теряя, видишь подлинную ценность вещей, учишься жертвовать излишним ради главного. Сенека, один из лучших проповедников сто­ической философии, сказал: «Все, что с тобой происходит, ты должен переносить как про­исходящее по твоему желанию, поэтому ты должен желать, какбы зная, что все происхо­дит по воле Бога».

ПОТЕРЯ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ?

А что. если непростоеис­кусство потерь перенести в Евангельский контекст, по­смотреть на него глазами веры? Неужели оно перестанет напоминать об утрате умирит, неутихающую боль подарит долгожданное заб­вение? Неужели мой персо­нальный плач претворится в радость? Трудно отвечать на такие вопросы утвердитель­но, но все же...

Евангелие, и в первую оче­редь речь Самого Христа, изобилует парадоксами, нео­жиданным взглядом на привычные вещи: «Кто не собирает со Мной, тот расточает, И последние станут первыми и, у неимеющего отнимется и то, что имеет». Вдова, по­ложившая в сокровищницу две копейки, кладет больше всех: Богом оправдывается не благочестивый фарисей, а грешник мытарь, не сме­ющий поднять глаз на небо. У Бога, Который открыва­ется человеку в Новом Заве­те все как будто наоборот: то, что считает­ся потерей, - гонения, кле­вета, даже смерть близкого, - в конечном счете оказы­вается приобретением. Все, что отдал - твое, все, чем по­жертвовал, свидетельствует в твою пользу: «Не собирай­те себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не ис­требляют и где воры не подка­пывают и не крадут».

НАЙТИСЬ В НЁМ ЧЕРЕЗ ВЕРУ

Великий пост - особое вре­мя церковного года, которое волей-неволей настраивает на размышления о приобре­тениях и потерях. Не толь­ко о значении каких-то кон­кретных дел, но об общем духовном настрое, о выпрям­лении кривизны пути, о те­леге жизни, неожиданно заехавшей в сугроб. На помощь приходит все то же стоическое мужество, искусство необходимого, помноженное на евангельский парадокс. Что это означает? Во-пер­вых, отказ от мнимых за­слуг, ложных представлений о себе, от высокомерия и цинизма. Пересмотр своего от­ношения к религии - не как к игре с замысловатыми правилами, не как к этическому кодексу или набору «бабьих басней», а как к испытанию духа на прочность. Затем - попытка вычесть все ненуж­ное из телесной и душевной жизни: вещи, чувства, бес­плодные мечтания. И нако­нец, оставив свое возлюблен­ное «я», выйти навстречу тем, кто нуждается в помо­щи и понимании.

Пост напоминает нам о том, что у нас ничего нет, что мы оказались посреди пустыни. Там. за спиной, нет ничего, что могло бы нас оправдать. Человек не со­стоит из прошлых заслуг и достижений, он есть толь­ко тот, кто есть здесь и сей­час. Но пока ты видишь себя беспомощным и больным, пока внимательно вгляды­ваешься в очертания вещей, остается надежда на помощь и спасение. Потеря прежне­го пути становится началом нового, полученного от Бога: вот и апостол хочет «най­тись в Нем не со своею правед­ностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.

И потому, если моих сил не хватает, пусть Бог найдет и подберет меня - как потерянную монету, как убежавшую

овцу или как нищего Лазаря, просящего милостыню у дома богача… Пусть Он даст мне силы жить дальше, несмотря ни на что. Пусть Он напоминает мне о Сво­их крестных страданиях и победе Воскресения. Толь­ко бы остаться верным сво­ему человеческому назначе­нию, только бы не оказаться солью, потерявшей силу от того, что слишком долго она лежала в темных и сырых местах.

Священник АЛЕКСАНДР СУХАРЕВ, клирик Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря города Москвы