Понятие «парсуна» впервые было введено в научный оборот в середине XIX в. историком Иваном Снегирёвым. Оно происходит от латинского слова «persona». Персонами (парсунами) на Руси в XVI - XVII вв. обычно обозначались светские парадные портреты.
Парсуна появилась в русской культуре под влиянием западного искусства. В странах Европы в XV в. началась эпоха Возрождения. Это привело к бурному развитию живописи, появлению новых стилей и жанров. Однако в Московии в те времена главенствующую роль в изобразительном искусстве ещё играла иконопись. Поэтому переход к портретной живописи на Руси произошёл позже, чем в Европе. Более того, русская православная церковь старательно оберегала древние иконописные традиции, сдерживая развитие других видов живописи. Поэтому первые парсуны очень напоминают иконы.
Представленная в музее копия парсуны Ивана Грозного относится к группе «иконных» парсун, к которой также принадлежат изображения царя Фёдора Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII в.». Важность
рассматриваемой нами парсуны Ивана Грозного заключается и в том, что она является единственным его прижизненным изображением. Для неё характерно:
1. Каноничность художественного образа; 2 Статичность; 3. Условное портретное сходство; 4. Простота композиции; 5. Господство плоскостных форм; 6. Наличие надписей и прочих атрибутов для идентификации персонажа; 7. Иконографический стиль.
Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/
#Мытищи #Мытищинскиймузей #мытищимузей #культураонлайн
#культмо #мытищилайф #нашеподмосковье #культураМО #мытищисити
#гоМытищи #культураМытищи #Московскаяобласть #Мытищи2022 #КультураРФ #нацпроекткультура #наши #400лет #патриотическийпроект