Найти тему
Сергей Курий

История фильмов Жана-Пьера Жёне - 1: «Деликатесы» (1991)

Оглавление

Ни будучи ни разу киноведом, я всё-таки осмелюсь предложить вам рассказ о творчестве Жана-Пьера Жёне — одного из своих любимейших режиссёров современности. Удивительно, но для меня в его фильмографии почти нет проходных фильмов (будь то утончённая «Амели» или голливудский ужастик «Чужой-4»). Да и сам режиссёр по пустякам не разменивается, снимает редко, зато очень сочно, культивируя свой неповторимый стиль и атмосферу.

Тут надо отметить, что начинал наш герой с т.н. «арт-хауса» — жанра специфического, который нередко скрывает под маской «интеллектуальной загадочности» неумение создать связный сюжет или рассказать интересную историю. Собственно, Жёне – один из тех, кто умеет превратить интровертное авторское кино в увлекательное зрелище — одновременно изысканное и человечное.

Жан-Пьер Жёне.
Жан-Пьер Жёне.

Сам Жёне (р. 03.09.1953) специально кинематографии никогда не обучался. Начинал техником в телефонной компании, затем снимал ТВ-рекламу, музыкальные клипы…
В 1974 году в его жизни произошла судьбоносная встреча. На фестивале анимационных фильмов (кстати, Жёне большой поклонник нашего Юрия Норштейна) он знакомится с рисовальщиком комиксов Марком Каро. Юноши сразу нашли друг в друге единомышленников — их объединяла страсть к мультипликации и эстетике гротеска. Долгое время тандем выпускал лишь короткометражные мультики и фильмы. На более масштабные проекты этим многообещающим, но специфическим режиссёрам денег давать опасались.

Всё изменилось в 1990 году, когда нашим героям всё-таки удалось снять свою первую полнометражку под названием «Деликатесы» («Delicatessen»)

Жан-Пьер Жёне:
«Я написал вместе с Марком Каро две или три версии сценария, но отснять этот фильм в виде, привычной нам, короткометражной ленты было слишком дорогим удовольствием».
Марк Каро и Жан-Пьер Жёне.
Марк Каро и Жан-Пьер Жёне.

С этим фильмом я познакомился совершенно случайно — буквально наткнулся на него, переключая телевизионные каналы. Моё внимание привлекла необычная и смешная киносцена. Та самая, где пара в многоквартирном доме занимается сексом, а соседи, как бы, "подстраиваются" к любовному ритму (виолончелистка всё яростнее терзает струну, мужчина всё быстрее стучит молотком и т.д.). К сожалению, мне надо было срочно уходить, и тогда я не узнал ни названия фильма, ни имени режиссёра. Снова выйти на это кино мне удалось только после премьеры знаменитой «Амели»…

Замысел «Деликатесов», кстати, тоже зародился, благодаря соседям Жёне по дому.

Жан-Пьер Жёне:
«У меня была квартира. Прямо под моей спальней находилась лавка мясника. Каждое утро в 7 часов раздавался стук топора, и моя девушка как-то сказала мне: «Пора переезжать. Они режут наших соседей, и через неделю придёт наша очередь». Я подумал: «Вот! Отличная идея!»».
-4

Если кратко пересказать сюжет «Деликатесов», то он покажется крайне абсурдным и мрачным. В некоем постапокалиптическом деградировавшем будущем еда заменяет деньги. Поэтому мясник (а по совместительству и хозяин большого дома) заманивает к себе работников и со временем пускает их на фарш, который… продаёт своим арендаторам. Негласная «гармония» этого мирка нарушается с прибытием Люисьона — бывшего циркового клоуна, а теперь безработного. Постепенно новичку удаётся своей харизмой завоевать сердца не только многих жильцов-людоедов, но и самой дочки мясника…

-5

Несмотря на мрачность сюжета, фильм получился лёгким, остроумным и совсем не страшным. Разве что «странным», но это слово по отношению к творчеству Жёне мне придётся употреблять ещё не раз. Даже цветовая гамма, которую режиссёр тщательно корректирует в каждом своём фильме, была непривычно «тёплой» и мягкой для жанра страшилки.

Жан-Пьер Жёне:
«Мы с Каро хотели смешать различные культуры. Нам нравятся старые ретро-работы французских фотографов, и мы хотели приблизить картину к ним, но добавить цвет».
-6

В «Деликатесах» в полной мере проявились и другие «фишки» режиссёров: внимание к деталям, продуманные и необычные костюмы, чудные и колоритные персонажи, по каждому из которых где-то плачет психоаналитик… Взять, хотя бы, старика, живущего в затопленном подвале, полном улиток.

-7

Или неудачливую самоубийцу, которой никак не удаётся свести счёты с жизнью.

-8

Ну, и, конечно, не обошлось без, любимого Жёне, трюкачества (недаром главный герой — клоун). Достаточно вспомнить, как проверка пружин кровати тут же превращается в забавный танец.

-9

Или сцену, где клоун веселит детей, проделывая фокусы с мыльными пузырями. Надо отметить, что исполнитель роли — Доминик Пиньон — циркачом отнюдь не был и все эти трюки старательно разучивал.

Жан-Пьер Жёне:
«В день, когда мы снимали эту сцену, было очень жарко, потому что нашему оператору Дариусу Хонджи было нужно много цвета. У нас ничего не получалось, поэтому пришлось расставить на площадке множество вентиляторов с огромными кусками льда, чтобы хоть немного охладить воздух. Нам удалось начать съемки лишь к концу дня, и этот эпизод мы сняли за 35 минут».
-10

Вписаться в бюджет режиссёрам удалось, благодаря тому, что почти всё действие фильма происходит в одном доме, да ещё — в канализации, где скрываются… мятежники-вегетарианцы. Это позволило провести все съёмки, не покидая студийных павильонов.

-11

Повторюсь — фильм вышел странным, уши «арт-хауса» торчали в нём отовсюду. Однако, на удивление, зрители приняли его благосклонно, не говоря уже о кинокритиках. «Деликатесы» получили аж 4 премии французской кинопремии «Сезар»: за лучший сценарий, лучшего художника, лучший монтаж и лучший дебют.

Теперь Жёне и Каро могли замахнуться на более масштабный и дорогостоящий проект, который вынашивали около 10 лет… Теперь они вознамерились сконструировать не один странный дом, а целый город, находящийся в неизвестном месте и времени…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:

- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
- WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.

Автор: Сергей Курий

См. также: