Человеческое восприятие цвета подвергается множеству когнитивных искажений, одно из которых – структура нашего языка. Хотим мы того или нет, но набор доступных нам обозначений для того или иного оттенка напрямую влияет на то, какие оттенки мы заметим, а какие – нет. В этой статье я бы хотела чуть подробнее остановиться на разнице в восприятии голубого и синего в западной культуре.
При изучении английского языка русскоязычные люди часто бывают удивлены, что для голубого и синего в английском языке есть только одно слово blue (Фрумкина (1984:31)). Хотя голубой для нас и представляется менее значимым цветом, чем синий (Istomina 1963), он всё же представляется одним из основных. При этом английское blue в большей степени относится именно к синему, а не голубому оттенку. Кажется, уже одного этого факта достаточно, чтобы убедиться, что названия цветов на самом деле переводятся крайне неточно.
Обычно слово, используемое для обозначения синих оттенков, связывается с небом. В русском языке для неба чаще используется слово голубой, что прочно закрепляет его статус как одного из основных цветов. Другое, более современное объяснение высокого статуса цвета – радуга. В радуге представлен как голубой, так и синий. Что любопытно, в англоязычной радуге blue соответствует именно нашему голубому, а для синего используется слово indigo, не используемое часто в повседневности. Так что, если мы подытожим, для англоговорящих людей весь спектр голубых оттенков будет сведён лишь к одному слову, а у русскоговорящих – к двум.
Ещё одно любопытное искажение, которое приходится наблюдать в этой области: многие люди уверены, что голубой – это светло-синий.
На картинке выше приведен пример двух усреднённых оттенка, которые действительно можно назвать голубым и светло-синим. Технически это две совершенно разные точки в зрительном спектре, они имеют разную длину волны, и голубой на самом деле близок к бирюзовым и зелёным оттенкам, в то время как синий ближе к фиолетовым. Так что да, голубой и синий – это два полноценных, самостоятельных и не зависимых друг от друга оттенка.
В качестве практического вывода из всего вышесказанного приведу в пример пару картин русскоязычных художников, где прекрасно видно разницу между голубым и синим. Таких произведений в принципе существует не очень много, отчасти вследствие того, что редко где в пейзажах нам попадается хоть что-то синее, кроме неба, а отчасти вследствие отсутствия в Европе голубого пигмента как такового: он появился в общем доступе лишь пару веков назад. Но тем не менее, картины с ярко-выраженным контрастом синего и голубого существуют и дают почву для размышлений о том, не упускаем ли мы чего-либо, когда берём в руки кисть, только из-за границ в нашем разуме.
Понравилась статья?
Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨