Найти тему
Катехизис и Катарсис

Герой без памятника

А бравый солдат Швейк скромно шел в сопровождении
вооруженных защитников государства. Штыки сверкали на солнце, и
на Малой Стране, перед памятником Радецкому, Швейк крикнул
провожавшей его толпе:
— На Белград!

Мало кто не угадает из какого произведения взяты эти строки! Гашек хоть и писал роман о бравом солдате уже после мировой войны, однако помнил Прагу времён la Belle Epoque, ведь сам был её жителем, и в «Швейке» сохранил для нас её образ начала 20 века. Надо сказать, что несмотря на все потрясения двадцатого столетия историческая Прага мало изменилась: всё так же прекрасны фигуры Карлова моста, всё так же высятся шпили соборов Святого Вита и девы Марии на Тыне, так же по улицам ползут трамваи. Кажется, если мы, по примеру Швейка (только надеюсь без конвоя), придём на Малостранскую площадь, что у Пражского Града, мы как и век назад увидим на постаменте бронзового генерал-фельдмаршала. Однако, тут нас подстерегает великое разочарование, памятника то нет! Как же так вышло?

Иногда случается, что оставивший след в истории какого-либо народа деятель не получает причитающейся по заслугам памяти в виде бронзового или мраморного изваяния. Значительно чаще происходит это с персонажами, отличившимися на службе империи, частью которого и были их народы. Скорее всего, им вообще не достанется памятника ни на родине, ни в пределах бывшей метрополии.

Оригинальнейший случай же произошёл с фельдмаршалом Радецким, который является если не национальным героем Чехии, то по крайней мере виднейшим её военным деятелем. Вышло так, что памятник ему есть, но находится он не в Праге, а в столице бывшей империи – Вене. Знакомый же нам по Гашеку бронзовый Радецкий исчез с Малостранской площади, оставив, к счастью, после себя фотографии, дабы и мы могли оценить его красоту.

Памятник представлял собой бронзовую статую фельдмаршала, держащего в левой руке знамя и стоящего на щите. Щит поддерживали солдаты из разных народов Австрийской империи: пехотинец, егерь, чех-артиллерист, тирольский доброволец, гусар-венгр, матрос, улан и сержант-славянин. На массивном постаменте из полированного гранита были бронзовые венки с местами важнейших побед Радецкого: Вероной, Виченцой, Кустоццей и Новарой. Возле постамента находились гранитные столбики, соединённые цепями.

Созданный скульпторами Бернхардом Грюбером, Эмануэлем и Йозефом Максами, монумент был открыт в ноябре 1858 года, менее через год после смерти Радецкого. Он простоял на своём месте более 60-ти лет и был убран в мае 1919 года, как символ «имперского владычества» властями Чехословакии. Дело в том, что Йозеф Радецкий использовал свои таланты не только в различных битвах, но и при подавлении революционных движений на окраинах империи. Надо отметить, что чехи в своей борьбе с имперским наследием выгодно отличались от российских большевиков, и памятник был не варварски разрушен, а лишь разобран по частям. Ныне фигура Радецкого с солдатами находится в Национальном музее Чехии.

Такая странная ситуация, когда монумент великому чешскому полководцу стоит в Вене, а не в Праге, не могла не вызвать к жизни идею вернуть Радецкого на его законное место. В современной Чехии неприязнь к имперским временам ослабла и стала более походить на сентиментальную ностальгию по временам Франца Иосифа и общему с Австрией прошлому. Поэтому неудивительно, что в начале 2000-х появилось движение за восстановление памятника на Староместской площади. Правда, пока что она всё ещё пустует.

Статья Михаила Колодеева