Не секрет, что пассажирское речное судоходство как средство попасть из пункта А в пункт Б у нас скорее мертво, чем живо. А бывшие лайнеры, закупленные в Чехословакии или Австрии ещё в советские времена, используются практически только как круизные. Их внешний облик не изменился с тех времён.
Но вот появились первые ласточки, вылетевшие из гнезда нашего судостроения в самые последние годы. Правда, уже изначально они строились как туристические.
Во-первых, это "Мустай Карим", длина 141 метр, 160 кают на 322 человека.
Он уже выполняет круизные рейсы. А в этом году первый такой рейс должен совершить "Пётр Великий"
310 пассажиров разместятся в 155 каютах.
Красивые суда. Но не самые большие этого класса. А вот с самым большим не так просто. Оценивать ли его по размерам или количеству пассажиров?
Раньше-то самое большое было американское, мы к нему ещё вернёмся, а по нынешним временам впереди китайцы. "Victoria Sabrina", построенная в 2020 году имеет семь палуб, водоизмещение 17 000 тонн, длина 150 метров.
292 каюты могут принять до 876 туристов, хотя обычно число их меньше, а команда состоит из 195 человек. Площадь самой маленькой каюты - 26 кв.м., они двухместные. Так она выглядит, за занавеской балкон.
Самые роскошные имеют площадь около 85 кв.м.
Надо сказать, что круизы, которые судно совершает по Янцзы, достаточно короткие, 3-4 или 4-5 суток. цена соответственно от 483 до 560 долларов. Что интересно, судно управляется совместной американо-китайской компанией Victoria Cruises, хотя кое-где пишется, что это чисто американская компания. В любом случае, ей принадлежит целый ряд подобных судов, хотя размеры их поскромнее:
Ну, раз уж вспомнили американцев, то перенесёмся в США, где до самого последнего времени самой большой на Миссисипи была "American Queen".
Судно было построено в 1995 году изначально в стиле викторианской эпохи, а в 2012 была проведена его полная модернизация.
На борту имеется 6 палуб, 222 каюты приглашают на борт 436 пассажиров. Экипаж - 186 человек. Его длина составляет 127 метров, ширина – 27 метров, осадка – 2,5 метра. По количеству и площади открытых носовых, кормовых и боковых террас American Queen превосходит практически все существующие в мире речные круизные суда.
Его можно назвать дизель-электропароход, поскольку гребное колесо приводится двумя настоящими паровыми машинами, снятыми со списанного ранее корабля. В одном месте я прочитал, что это было "военное судно Kennedy" и стёр пальцы о клавиатуру, пытаясь найти в интернете, что же это такое, но так и не нашёл.
А вот и пришла помощь от читателя: Искомое плавсредство Kennedy, это драга, земснаряд для дноуглубительных работ Корпуса инженеров Армии США о́круга Сент-Луис.
Вот фото этой драги:
Большое спасибо 𝐏𝐚𝐧𝐝𝐢𝐨𝐧 𝐡𝐚𝐥𝐢𝐚𝐞𝐭𝐮𝐬 !
Однако маневренность судна была недостаточной, поэтому на нём разместили два мощных дизель-генератора, которые приводят в действие три движителя с гребными винтами. Движители эти, обеспечивая 40% мощности всей установки, могут поворачиваться вокруг вертикальной оси, что делает судно весьма маневренным.
Напряжённая вахта в машине:
А это фрагмент интерьера ходовой рубки:
Один из залов ресторана:
Театр:
Одна из террас:
Ну, и так далее. Однако в этом году на просторы Миссисипи должен выйти "Viking Mississippi", который хотя и берёт меньше пассажиров, зато превосходит предшественника в длину:
Судно имеет длину 137 метров и ширину 23 метра. Оно способно разместить на борту 386 пассажиров и 148 членов экипажа.
А вот на Амазонке круизные суда если и не поражают размерами, зато могут иметь весьма своеобразные формы
За 3 ночи именно на этом с вас слупят от 3790 долларов, а за 7 ночей - от 10 450. Но мы-то знаем, что означает "от".
Другой подобный красавец:
Вот "Estrella Amazonica", вид с кормы:
Судно вмещает 30 пассажиров-туристов. По снимкам видно, что особенно по нему не разгуляешься, поэтому каждый день утром и вечером можно отправляться в речные сафари на двух лодках, вмещающих до 15 человек каждая:
Есть также сафари на закате и ночные.
А также прогулки по джунглям и посещение местных деревень. Из рекламного текста: If you want to have true bragging rights, go swimming in the Amazon River. How many people can say they did that? " Если вы хотите по-настоящему похвастаться, искупайтесь в реке Амазонке. Сколько людей могут сказать, что они сделали это?"
И тут же ниже эта замечательная фотография:
Узнаёте рыбку? Но, конечно, гиды знают, где можно купаться, а где поудить пираний.
Если обратиться к Нилу, то помимо вполне современных свежепостроенных круизников, есть там такая прелесть:
Год постройки 1921. 23 каюты, 67 пассажиров. Длина 73 метра, ширина 14,5, скорость 5 узлов. Рекламируется "Судан" так: он обладает очарованием и интимностью частной яхты, что отличает его от других круизных судов на Ниле. Построенные в начале 20 века, каждая из 23 кают оформлена в индивидуальном стиле. Они сохранили свой старинный характер благодаря теплым изделиям из дерева, мебели 19 века, декоративным коврам и тканям. В каждой каюте есть ванная комната с ванной или душем, а в пяти люксах есть большие эркеры, выходящие на Нил.
Одна из кают:
Салон:
Бар:
Место судоводителя:
Туристы могут наблюдать за работой паровой машины:
Это вам не дизель, тут уши от грохота не страдают. А это гребное колесо:
Вот такой он, столетний "Судан"
А не опасно ли совершать круизы по рекам? Это уж, видно, как повезёт. 12 лет назад на Волге затонула "Булгария", из 201 человек на судне, 79 были спасены, а 122 погибли.
Ещё большая трагедия произошла в 2015 году в Китае, на упомянутой выше Янцзы. Круизное судно направлялось из Нанкина в Чунцин на юго-западе Китая. На его борту находились 456 человек, включая 405 пассажиров, 46 членов экипажа и 5 сотрудников турагентств.
Лишь 14 пассажирам теплохода удалось спастись (в том числе капитану судна). Большинство погибших пассажиров – это пожилые туристы старше 50 лет, отправившиеся в экскурсионную поездку через местные турфирмы. Однако среди жертв были и дети.
Выжившие пассажиры сообщили, что их корабль ушёл на дно за 30-60 секунд, поэтому большинство людей не успели выбраться из салонов и воспользоваться спасательными средствами. По словам капитана, причиной затопления судна стала мощная буря, из-за которой оно опрокинулось и практически моментально пошло ко дну.
Впрочем, туристы на круизниках гибнут и в индивидуальном порядке, об этом я писал здесь:
И всё же, круизы привлекают миллионы людей, а "сосуля" любому может на голову упасть. Так что будем оптимистами.
.................................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь