А что так можно было?
В массовых школах есть ряд проблем, которые могли бы быть решены за счет особого подхода к созданию образовательных программ по предметам. Лет 15 назад был уникальный опыт по реализации программы московского профессора, психолога Поповой Ольги Анатольевны , созданной совместно с воронежскими педагогами. Уникальность программы была в том, что она учитывала наличие в школах леворуких детей, детей с разными типами восприятия информации (аудиалы,визуалы,кинистеты) и ряд других психических личностных особенностей учеников начальной школы. Серьезная работа была проведена и по возрастным особенностям усвоения и переработки учебного материала. Программа была-сказка!!!
А как обычному учителю создать такой урок, где каждый ученик будет успешен и значим?
Среди большого количества педагогических подходов один из самых современных — это ученикоориентированный подход, он же learner-centered learning, student-centered learning. Суть этой концепции в том, что педагог или методист при проектировании курса ориентируется не только на материал, который нужно «переложить в голову» учащегося, и экспертность педагога или ведущего, который этот материал даёт, а, в первую очередь, на самого ученика. У каждого обучающегося есть свои потребности, интересы, опыт, таланты, потенциал и много других индивидуальных особенностей. Кажется, что при проектировании массового обучения ориентироваться на каждого отдельного ученика — сложно, но есть простой чек-лист, который поможет задействовать модель learner-centered learning.
Способ №1. Знать, кого мы учим
Прежде чем разрабатывать урок, важно помнить на какую целевую аудиторию он нацелен. Предварительно можно запустить опрос,, поговорить с потенциальными участниками обучения, узнать, с какими сложностями они сталкиваются и как решают их без обучения. В результате такого исследования вы составите портрет ученика, карту эмпатии — описать несколько типов учеников, то есть собирательных образов из целевой аудитории.
Карта эмпатии — визуальный инструмент, помогающий собрать результаты исследований аудитории, проанализировать их и лучше понять своих пользователей. Его часто используют маркетологи и разработчики. В интернете можно найти много вариантов этой карты, разные компании меняют пункты карты под себя. Дейв Грей последний раз обновлял свою карту в 2017 году, она состоит из семи блоков.
Способ №2. Разговаривать на одном языке
В результате исследования станет ясно, как сделать обучение более понятным для учеников. В учебных текстах, видеороликах, письмах рекомендуем использовать подходящие метафоры, тон, примеры и кейсы, близкие им. Это сделает и урок ближе и понятнее для учащихся.
Способ №3. Работать с целями
Когда ученик начинает учится он попадает в новую среду. Задача преподавателя, материалов и даже обучающей платформы — помочь ему почувствовать себя в безопасности, адаптироваться к форматам, процессу обучения. Работать с целями означает помогать ученикам определять желаемые результаты от обучения, отслеживать прогресс и замечать успехи на пути.
Способ №4. Расширять зону ближайшего развития
Зона ближайшего развития — это то, к чему нужно стремиться ученику, его самые близкие учебные цели. Задача учителя — помогать связывать новые знания с уже существующей у ученика базой. Это может делать преподаватель, когда ориентируется на знания учащихся при изучении нового материала. Это можно сделать и в начале нового урока задать вопросы на самооценку, дать ссылки на дополнительную информацию для подготовки.
Способ №5. Развивать метапознание (осознанность)
В процессе обучения важно не только ставить цели, но и оценивать прогресс их достижения, анализировать свой опыт. Поэтому для того, чтобы урок стал более человекоориентированным, полезно включать в него задания на рефлексию. Можно спрашивать про опыт обучения, изученный материал и дать возможность ученикам проанализировать свои ощущения от процесса прохождения материала. Такая тренировка поможет лучше понимать свою стратегию обучения и заниматься более целенаправленно и эффективно.
Способ №6. Смотреть шире
При создании урока мы создаём образовательное пространство. Поэтому при формировании урока важно не только проектировать содержание, тематические блоки, но и весь спектр взаимодействия ученика с компонентами образовательной среды. Как ученик будет взаимодействовать с преподавателем? Как он будет работать с другими участниками обучения? Будут ли у него моменты целеполагания и рефлексии (самоанализа)?
На обучение влияет не только образовательное пространство, но и условия за её пределами. Поэтому рекомендуем при разработке обучения включать в курс задания по взаимодействию ученика с внешней средой, в которой он находится. Всё это будет влиять на удовлетворённость учащегося и его успеваемость.
Способ №7. Поддерживать инклюзивную среду
Создавать инклюзивность на уроке — это значит учитывать гендерные аспекты, физические и ментальные особенности, различия в культуре учеников. Сохраняйте нейтральный тон в текстах и при общении с учениками. Избегайте оценочных высказываний по поводу различий разных людей. Образовательная среда должна быть безопасным пространством для всех.
Способ №8. Давать выбор
Сложно в одном уроке учесть опыт, цели и пожелания каждого ученика. . Как быть? Дайте ученику возможность выбора, как он будет учиться. Предложите различные форматы обучения.. Помогите учащимся выбрать свою стратегию прохождения материала, собственную траекторию — дайте выбор, работать в группах или индивидуально. Это даст ощущение, что урок создан специально для каждого человека и что можно выбрать для себя удобный и эффективный вариант обучения.
Это не исчерпывающий список, можно дополнять его и расширять каждый пункт. Тем не менее короткий чек-лист позволит понять, насколько ваше обучение ориентировано на ученика, и, если не очень, — сделать его learner-centered.
Кто-то сейчас, дочитав, скажет: "Так это ж не для массовых школ!!" Неужели?
А может стоит попробовать и превратить свои уроки в индивидуальные авторские обучающие курсы? А давайте попробуем?
В следующую встречу будем учиться дизайну уроков. Вы со мной?