Найти тему
Татарский Мир

Об этимологии слова «башкирец» и формировании поземельных волостей в Западном Приуралье в XVII – XVIII в.

Оглавление

С вхождением территории Западного Приуралья в состав Московского государства во второй XVI в. за населением, проживавшем здесь до «Казанского взятия» закрепляется название «башкирец». Первоначально данное социальное наименование имело эндонимическое содержание – Русское государство, выделяя ясачное население, обладавшее определенными правами и обязанностями, маркировало его по географическому принципу. В связи с тем, что образованный после строительства г. Уфы Уфимский уезд Казанского воеводства с периода раннего средневековья был известен как страна «баскарт», «паскатир», или «башгарт», по названию проживавших здесь угроязычных племен мадьяр (венгров), местных жителей, плативших ясак в Уфу вне зависимости от этнокультурной идентичности начинают именовать «башкирцами».

В некоторых случаях наряду с эндонимом использовались политонимы и этнонимы, например ногайские и татарские башкирцы.

В случае если по каким-то причинам «башкирец» выезжал на жительство за пределы «исторической Башкирии» (Приуралье и частично Зауралье), он уже переставал фиксироваться как представитель данной социальной группы.

Например, башкирец Дуванейской волости Мамсяк Елкачин с сыном Кузаем, имевшие в этой волости «Елкичинскую вотчину», перейдя на территорию Кунгурского уезда и поселившись в Карьевской четверти, там уже именуются «ясачными татарами». Такую же картину можно наблюдать с «башкирцами» выезжавшими в Казанский уезд. Здесь они обозначаются как «ясашная чюваша» (до середины XVII в. в русскоязычных документах все татарское сельское население Среднего Поволжья несшее тягло, платившее ясак именовалось ясачной, казанской чювашой), т.е. теми же ясачными татарами. Например, ясачный татарин д. Берсут Зюрейской дороги Казанского уезда Тогай Беляков в своей челобитной от 21 июля 1622 г. царю Михаилу Федоровичу писал, что несмотря на то, что его предки переселись в Казанский уезд и стали здесь числиться в составе «казанской чюваши» он имеет вотчину в Юрмийской поземельной волости (Казанская дорога) и платит окладной ясак в Уфу в составе местных башкирцев.

Карта Уфимской провинции, 1745. Фото: http://clubklad.ru/maps/
Карта Уфимской провинции, 1745. Фото: http://clubklad.ru/maps/

Формировании поземельных волостей

Если в восточной части Приуралья и в Зауралье населенной кочевыми и полукочевыми племенами этнических башкир, ногаев и сибирских татар (табынцев) поземельные волости формировались на родоплеменной основе, то в Западном Приуралье населенном преимущественно оседлыми группами, имевшими не только разную родоплеменную, но и этноязыковую принадлежность, такие волости конструировались государством, вернее местной уфимской администрацией, на основе территориального принципа, в целях облегчения контроля, фискального учета и налогообложения ясачного населения и административной унификации региона. Неслучайно, что уже в делопроизводственных материалах второй половины XVII в., относящихся к Казанской дороге Уфимского уезда, практически не встречается челобитных от представителей того или иного рода или племенного образования, фиксируются лишь индивидуальные или коллективные прошения от представителей одной или нескольких социальных корпораций («товарищи»).

Свои наименования поземельные волости получали также не по родоплеменной идентификации местного населения, а в том числе по названию населенного пункта, являвшегося центром волости. Например, по мнению исследователя Т. Каримова центром Булярской волости была деревня Буляр (ныне Татарское Булярово Муслюмовского района РТ).

Свои наименования поземельные волости получали по названию населенного пункта

Попытки некоторых исследователей доказать существование башкирского племени буляр проживавшего на территории Булярской волости не имею под собой серьезной научной основы. Единственный источник, на котором базируются данные теоретические построения – родословная (шежере) рода буляр, весьма специфическое произведение народного творчества позднего периода (XIX начала ХХ в.), который не согласуется, а порой и противоречит данным архивных документов XVII – XVIII вв.

Таким образом, в отношении жителей поземельных волостей Западного Приуралья входивших в сословие башкирцев можно наблюдать процесс формирование локальной идентичности не на основе родовой, а территориально-административной принадлежности. В кантонный период (1798 – 1865 гг.) это наименование приобрело устойчивый эндонемический характер. Местные башкирцы были склонны идентифицировать себя как члены конкретной административно-территориальной единицы, что нашло отражение в народном фольклоре и родословных.

Карта Уфимского уезда, 1776 г. Фото: https://www.prlib.ru/
Карта Уфимского уезда, 1776 г. Фото: https://www.prlib.ru/

Так на основе полиэтнических групп населения в Западном Приуралье формировалось сословие башкирцев и башкирские поземельные волости.

Радик Исхаков