Найти в Дзене
Наталия Будур

ГАДАНИЕ НА «МАГИЧЕСКОМ КРИСТАЛЛЕ», история и легенды

В Средние века гадание на хрустальных шарах, или магических кристаллах, было одним из самых распространенных.

Гадали в таких случаях, как понятно из самого названия, на шаре. Он мог быть хрустальным, свинцовым, серебряным, стальным, заполненным водой и даже чернилами, но обязательно абсолютно круглым и блестящим (гладким).

-2

Гадание происходило в темной комнате при зажженных свечах, от пламени которых на поверхности шара возникали отблески. Гадающий концентрировал внимание на шаре, смотрел на него, не отводя глаз - и постепенно кристалл как бы исчезал в тумане, а затем появлялось видение.

В сохранившихся описаниях средневековых гаданий рассказывается, что магический шар кладут на стол, закрывают его бархатным платом (отражателем) от окружающих предметов, а перед платком ставят семь зажженных восковых свечей. После этого гадающий удобно усаживается перед столом, кладет на него руки и концентрируется на кристалле - но так можно сидеть не более 30 минут. Первый раз можно гадать не более пяти минут. Постепенно можно увеличивать время гаданий - но не более, чем на несколько минут за один сеанс.

Когда глаза начинают слезиться, это означает, что опыт следует заканчивать.

-3

Как воспринимать увиденные картины - дело интуиции гадающего. Кристалл - лишь «проводник» в Иной мир, ретранслятор картин прошлого, настоящего и будущего.

Этот вид гадания был известен и древним грекам, и мексиканцам, и арабам.

Хали Абу Гефар упоминает о золотом магическом шаре, инкрустированном сапфирами и украшенном астрологическими знаками, который использовали "маги, последователи Заратустры".

-4

Известный английский ученый-фольклорист Эндрю Лэнг, увлекавшийся оккультизмом, писал, что он считает гипнотическими иллюзиями образы, появляющиеся, когда закрыты глаза, но перед наступлением сна. Эти видения «выкристаллизовываются» из ярких мигающих точек, и именно такие картины видят и предсказатели судьбы по магическому кристаллу.

Каким именно должен был быть магический шар, мы узнаем из описания оставленного средневековым ученым, аббатом Тритемом, наставником Корнелия Агриппы, который собрал в монастыре Спонгейм большую библиотеку книг по эзотерике. За консультацией к нему обращались влиятельнейшие люди Европы. В конце концов он был обвинен в чародействе и изгнан из монастыря, затем оставил свои занятия оккультизмом и окончил путь земной аббатом обители Сваятого Иакова в Вюрцбурге. Вот что он писал о гадании на кристалле:

«Возьмите граненый прозрачный кристалл, размером с небольшой апельсин, круглый, как шар, без единого пятнышка. Положите его на середину тарелочки из чистого золота и поставьте тарелку на подставку из черного дерева или слоновой кости. Вокруг кристалла очертите круг и впишите в круг имя Тетраграмматон. По сторонам тарелки также напишите имена Микаэль, Габриэль, Уриэль, Рафаэль — имена четырех ангелов, господствующих над Солнцем, Луной, Венерой и Меркурием». Смотрите на шар и будет вам видение.

Четыре буквы, составляющие имя Тетраграммотон, являются древнееврейскими символами yodh, he, waw и he, mn. Поскольку это божественное имя в позднем Иудаизме считалось священным, то при чтении Священных Книг его заменяло слово «Господь» - Adonai. Поэтому, когда в текст вставлялись гласные для обозначения традиционного произношения, то к согласным добавлялись гласные из слова Иегова, и имя, таким образом, читалось христианами как Jehovah.

-5

Ученый и мистик Роджер Бэкон (1214 - 1292) прославился не только научными трактами, но и своими познаниями в области магии.

До нас дошла легенда о двух юношах, которые долго не были в родных местах и очень скучали по своим семьям. Они попросили Бэкона посмотреть в магическом кристалле, что делают их отцы. К их несчастью, пока их не было дома, отцы юношей рассорились друг с другом. И в тот момент, когда Бэкон посмотрел в шар, он увидел ужасающую сцену ссоры отцов юношей и гибель одного из них. Юноши, которые также наблюдали эту сцену, не выдержали и принялись «выяснять отношения», а затем вытащили кинжалы и убили друг друга.

Скипетр короля Шотландии был увенчан хрустальным шаром, диаметром два с четвертью дюйма, а королевский жезл — большим бериллом. Эти камни были друидическими амулетами, и сэр Вальтер Скотт в своей «Истории Шотландии» писал, что среди жителей шотландских гор они были известны как "Камни Власти".

-6

По свидетельству Джона Солсбери (1120 - 1180), в те времена в Англии широко был распространен способ гадания при помощи зеркальных поверхностей. Он описывает, как в детстве он и его старший приятель были обучены священником этому искусству. Этот святой отец смазал мальчикам ногти освященным маслом или некоей волшебной мазью, а затем приказал им смотреть на гладкую поверхность в ожидании видений. Иногда он заставлял мальчиков смотреть на гладкую поверхность воды в пруду или каком-нибудь резервуара. Джон Солсбери ничего не видел, а вот его другу были явлены некие картины. Священник при этом произносил некие заклятия.

Существуют и другие свидетельства совершения обряда гадания, на основании которых ученые делают вывод, что гадание на кристалле или зеркале (зеркальной поверхности воды) совершалось ребенком, а заклинание (которое состояло в повторении ряда древнееврейских имен) произносил священник.

Дети (ангелы Божии) гадали на шаре исключительно для того, чтобы доказать, что ничего дьявольского в этом процессе нет.

Гадание по водным поверхностям и проникновение в «потусторонний» мир часто описывается в английских «эльфийских» преданиях и сказках.

-7

Вот как рассказывается об этом в одной из самых известных сказочных повестей Эндрю Лэнга «Золото Фэйрнили»:

«Джейн помедлила несколько мгновений, а затем шагнула на зеленую тропку, что вела вниз с холма. Тропинка запетляла по сосновому бору. Величественные ветви сосен казались красными в лучах заходящего солнца. Внизу же у корней деревьев царили сумерки. Вскоре тропинка вывела Джейн на небольшую зеленую полянку, в сердцевине которой среди холодной мокрой травы прятался Источник желаний. Он почти весь зарос, но казался опасным, глубоким и темным. Из источника вытекал небольшой ручеек и устремлялся вниз с холма, стремясь влиться в бурные воды Ярроу. Ветви деревьев у Источника желаний были украшены тряпочками и разными безделушками, какие жители окрестных деревень жертвовали духам.

Джейн присела на землю неподалеку от источника. Она загадала три желания: увидеть Рэндала, освободить его от эльфийских чар и помочь людям в нужде. Она встала на колени и заглянула в глубины Источника желаний. Сначала она увидела лишь темную воду, по которой пробегала небольшая рябь. Затем где-то далеко-далеко внизу как будто засветило солнце, и воду пронзили его лучи. Источник все светлел и светлел, и вдруг воды его стали прозрачны, как стекло, и Джейн смогла заглянуть в Иной мир - чудесную страну с широким зеленым лугом, на котором стоял величественный замок с развевающимися золотыми флагами на башнях. Неожиданно Джейн стала различать слабый шум, как будто издалека доносящейся до нее и постепенно превращавшийся в тихую-тихую музыку шелестящих деревьев и шороха набегающих на песчаный берег волн и мелодичный звон колокольчиков вереска на холмах, в пение птиц в лесу. На луг выехал кавалькада рыцарей и дам в зеленых платьях и направилась к замку. Один из рыцарей ехал позади на белоснежной лошади. Когда кавалькада скрылась в воротах замка, рыцарь все еще медленно ехал по лугу, опустив голову на грудь.

Тут звуки музыки угасли, по водной глади пробежала рябь, со дна Источника желаний поднялась муть, и вскоре Джейн уже ничего более разглядеть не могла. Ключевые воды стали темными и непрозрачными. Некоторые время источник бурлил, а потому успокоился и Джейн увидела, как в зеркале, в его глубине отражение своего собственного лица. Но за ним она разглядела слабое отражение лица смуглого юноши - печальное и прекрасное одновременно. Губы юноши тронула улыбка, и Джейн узнала Рэндала. Девушка решила, что он стоит у нее за плечом, и быстро оглянулась.

Она была на полянке одна, а вокруг стоял лишь темный и безмолвный лес. Солнце уже ушло с небосвода, и над головой Джейн серебрилось вечернее небо с первыми звездами.

Джейн решила, что больше уже ничего не случиться. Она заглянула в Источник желаний, увидела Рэндала и с трудом узнала его - он стал совсем взрослым мужчиной и был к тому же грустен. Девушка вздохнула и встала, чтобы отправиться в обратный путь - домой в Фэйрнили.

Но когда она попыталась сдвинуться с места, с ней стали происходить удивительные вещи. Собственные ноги не слушались Джейн. Они несли ему совершенно в другую сторону от Фэйрнили. Все происходило с девушкой словно во сне. Ей казалось, что она идет по лесу, вот только не знала, что это за лес. Она зашла уже очень далеко, и совсем стемнело. Джейн ничего не могла различить во тьме. Вот только ее все время царапали шипы диких роз, и девушка решила, что пробирается сквозь их заросли. И еще она чувствовала, что кто-то ведет ее за руку, хотя никого и не было видно. И вскоре Джейн очутилась на лесной полянке, всю залитую серебряным лунным светом, посреди которой красовался огромный куст диких роз, весь усыпанный белыми цветами.

Кто невидимый все еще держал Джейн за руку, и девушке неожиданно больше всего на свете захотелось сорвать с куста несколько белых роз. Она протянула руку и сорвала один цветок, и в то же мгновение перед ней возник разгневанный карлик, одетый в красно-желтое платье.

- Ты кто такая? - закричал он. - И кто позволил тебе рвать розы с моего куста?

- А ты кто такой? - возмутилась Джейн. - И какие права есть у тебя на холмах в мире людей? - И она перекрестила эльфа. Лицо его потемнело, и фигурка духа начала бледнеть и вскоре растаяла как дым в воздухе.

Но на белых цветах Джейн разглядела как будто легкую тень, а на месте, где стоял разгневанный карлик, колыхалась темная фигура.

- Заклинаю тебя, крещеный ты человек или лесной дух, - воскликнула девушка, - исчезни после того, как перекрещу я тебя. - И она вновь перекрестила призрак.

Тут же вокруг воцарилась кромешная тьма, какая бывает зимней беззвездной ночью. Воздух был неподвижен и напоен ароматами душистых цветов. Стало очень душно.

В полной темноте и тишине Джейн сотворила крест в третий раз. В лицо ей подул прохладный ветерок, лес слегка зашумел, а тьму прорезал слабый серебристый луч, и вскоре стало светло настолько, что на месте, где стоял карлик, Джейн вновь увидела какую-то фигуру. Но вновь появившийся незнакомец был стройнее и выше эльфа. Становилось все светлее и светлее, и, наконец, девушка узнала в стоящем перед ней человеке Рэндала. Она поцеловала его, и юноша ответил ей поцелуем, а затем взял за руку и вывел ее на вершину холма. Далеко внизу в просветах между деревьями переливались в лунном свете воды Твида, были видны огни в окнах фермы в Пиле, раздавались вскрики ночных птиц, и мелодично звенели колокольчики пасущихся на вересковых пустошах на склонах овец».

-8

В своей книге "Как гадать по кристаллу так, чтобы в нем отразилось все” знаменитый врач и чернокнижник Парацельс (1493 -1541) пишет, что "колдовать" означает всего лишь «правильно за всем наблюдать, изучать и проникать в суть вещей и событий". Кристалл, как прозрачная материя, по мнению Парацельса, порождение воздушной стихии, а, значит, все движущиеся и недвижущиеся предметы, видимые в воздухе, можно наблюдать и через кристалл или зеркало.

Как мы уже поняли, гадали по кристаллу и священники, и ученые. И простые люди. Греха в гадании не было, если оно шло на благо общества и не противоречило правилам морали, то есть совершалось из добрых намерений.

Однако к гаданию на кристалле прибегали и темные силы.

Всем нам известный доктор Фауст просит Мефистофеля добыть ему магический кристалл, и дух отправляет Фауста к одну мастеру. Изготовить хрустальный шар нужно было в часы Марса, то есть в первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать второй час вторника.

Кристалл нельзя было получить в подарок, его надо было выкупить. Сразу же после покупки кристалла его опустили в святую воду, где крестили мальчика-первенца, и оставить там на три недели. Через три недели сосуд с водой и камнем отнесли на кладбище и вылили на могилу, а затем прочли шестую главу откровения Святого Иоанна и произнести заклинание. После совершения «черного» обряда Мефистофель приказал закопать кристалл в могилу, на которую вылили воду, и оставить там на три недели. За это время шар должен был стать обителью духов.

-9

При гадании имело значение и «окружение». В книге Дж. Ф. Кунц, посвященной магии камней, приводится очень интересный случай, произошедший с кристаллом английского мага, доктора Ди:

«В одной из его рукописей упомянут факт, который имел место 10 марта 1582 года, когда Келли увидел в кристалле отражение стола, на который нужно было положить кристалл. Специальные указания в связи с этим были направлены ангелом Уриэлем. Стол должен был быть квадратным, его сторона и высота — размером в два локтя. Он должен был быть изготовлен из "ароматного дерева". Положить на него нужно было Siggilum Dei[1] диск толщиной 1 и 1/8 дюйма и диаметром 9 дюймов, сделанный из чистейшего бесцветного воска. На диске должен был быть изображен крест и магические буквы A.G.L.A. — транслитерация в романский алфавит первоначальных древнееврейских слов, означающих: "Ты велик навеки, О, Господь". Еще четыре печати меньших размеров нужно было положить под каждую ножку стола. Они представляли собой геометрические фигуры с изображением семи священных имен Бога и семи имен ангелов — Заботиэля, Задкиэля, Мадиниэля, Самелиэля (Семешиэля), Ногабиэля, Корабиэля (Кокабиэля) и Лаваниэля, покровителей семи планет — Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Потом гадающему явилось изображение этого стола и кристалла на нем. О нем сказано:

"Стол нужно накрыть полотном из красного шелка, размером немного шире стола, и заложить его края по углам. На шелк нужно положить обрамленный камень и главную печать".

Ди говорит о том, что не обязательно помещать кристалл в черное или темное пространство, так как цвет как бы нейтрализует чувство страха, которое, может вызвать темнота».[2]

В «рекомендациях» по гаданию на магическом кристалле из берилла и горного хрусталя говорится, что перед началом сеанса хорошо выпить отвар или чай из цикория, который обладает тонизирующим воздействием и «связан» с зодиакальным знаком Весов, придающего бериллу магические свойства. Наиболее благоприятным является период, когда луна вступает в фазу полнолуния, ибо между Луна «управляет» горным хрусталем и бериллом.

Исследователи магических шаров утверждают, что "видения" находятся в связи с умственным и физическим развитием гадающего. Есть "позитивные" и "пассивные" гадающие. Лучшими медиумами являются «позитивные» личности, которые в состоянии увидеть четкую картинку и правильно истолковать ее. «Пассивные» же гадающие видят, как правило, лишь картины прошлого, образы людей и событий, которые им известны.

[1] Печать Господа (лат.).

[2] Дж. Кунц. Магия камней. М., 1996. С. 149 - 150.

(c) Наталия Будур, текст на основе авторских книг.

Фотографии - из свободного доступа

-10