Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Старая дорога в Крым и её соседи. Часть II: Орёл — Белгород

Старая дорога в Крым и её соседи. Часть I: Москва — Орёл

Продолжаем путь по историческому ходу Москва — Крым, лежащему через Белгород, и по прилегающим линиям:

Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева в обработке автора
Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева в обработке автора

С севера на юг Орёл пересекает наш главный ход, а с востока на запад — ход Гря́зи — Ли́пецк — Еле́ц — Орёл — Брянск — Гóмель. В Грязях эта линия, как и несколько других, показанных в предыдущей части, отпочковывается от ростовского (сочинского) хода. И от Грязей до Ельцá она электрифицирована переменным током.

«Биотуалет», он же ЭП1М в истинной окраске, с пассажирским поездом на перегоне Гря́зи-Орлóвские — Кази́нка:

-2

Главный грузоотправитель в том районе — Липецк с его Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК), выходящим на станции Чугун-I и Чугун-II. У НЛМК своя страшной протяжённости ЖД-сеть, в нескольких точках выходящая на пути РЖД.

Два НЛМКшных ТЭМ7 на перегоне Чугун-II — Новолипецк, а рядом — РЖДшный ВЛ80С на перегоне Чугун-II — Кази́нка:

-3

ТЭМ7 — тяжёлый маневрово-вывозной тепловоз мощностью по дизелю 2000 л. с. (1470 кВт), у него 8 осей. Дизель — 12-цилиндровый 2Д49, «кусок» 16-цилиндрового 5Д49, стоящего на 2ТЭ116, ТЭП70, 2ТЭ10МК, 2ТЭ25КМ, со стороны на 5Д49 можно посмотреть тут:

И ещё один ТЭМ7 на путях комбината на фоне корпуса, на кабине видна надпись — ОАО НЛМК:

-4

Между Липецком и Ельцом — мост через не очень ещё широкий в этих местах Дон, вот ВЛ80С с окатышевозами на перегоне Дон — Патриаршая:

-5

«Местный авторитет» — хóппер-окатышевоз — везёт в Липецк ока́тыши, о чём говорят увесистые надписи «ОКАТЫШИ» и «ст. НОВОЛИПЕЦК Ю-ВОСТ»:

-6

Грузят окатыши на Стойленском ГОКе (горно-обогатительном комбинате), что в Белгородской области под Старым Оско́лом.

Ещё один ВЛ80С, на сей раз зелёный, везёт порожние хопперы на Стойленскую под погрузку:

-7

Елец — крупный ЖД-узел, тут сходятся 5 направлений: основной широтный ход Грязи — Орёл, долготный ход Узловая — Старый Оскóл, а с северо-востока подходит линия со станции Лев Толстой, проходящая через Лебедянь. Лев Толстой стоит на упомянутой в первой части линии Куликово Поле — Данков — Богоявлéнск.

Елец был под фашистской оккупацией всего неделю, с 3 по 9 декабря 1941 года, бои вокруг были ожесточённые — Курская дуга впоследствии пролегала совсем неподалёку, места эти усеяны осколками и овеяны славой:

-8

Фронт Отечественной тянулся через весь запад нашей страны, от Баренцева моря до Кавказа, и, разумеется, железная дорога играла огромную роль и в рокадных перевозках (вдоль фронта), и в доставке грузов из тыла на фронт. О труде своего свёкра Владимира Ефимовича на железной дороге в те годы пишет Южанка Крымчанка в повести «Преодоление»:

На широтном ходу «провод» кончается в Ельцé, долготный также электрифицирован лишь в одну сторону — на Оскóл, то есть электрифицированы направления, по которым течёт река окатышей. А на запад от Ельца, через Орёл, готовый липецкий металл ещё недавно возили 3-секционные громадины 3ТЭ10МК депо Курск-Сортировочный:

-9

А ещё лет 20 назад они все были просто 3ТЭ10М — носили родные 2-тактные дизели 10Д100, буква К означает 4-тактный Д49. Теперь их сменили брянские поделки 2ТЭ25КМ с теми же Д49, но чуть более мощными — 3600 л. с. против 3000. На МК добавить дизелю наддува не даёт слабый коллекторный генератор, привет ещё от деда — старичка ТЭ3:

А 2ТЭ25КМ — развитие 2ТЭ116, у него надёжный синхронный генератор, действующий в паре с выпрямителем:

Ещё до прихода КМов часть работы тянули скромные (2 секции по 2000 сил) орловские 2М62У, сейчас они все ушли на хозяйственные работы:

-10

Вот уже Орловская область, Хомутово, 2ТЭ25КМ:

-11

Следующая станция — Верхóвье, от которой на юг отходит линия Верховье — Ли́вны — Мармыжи́. По Верховью гружусь в АЧ2 и прибываю в Орёл на ОП Мичурина, он же 5 км. Мотри́са едет дальше, чтобы по станции Лужки́-Орлóвские поменять направление движения и прибыть на станцию Орёл — прямого заезда на ст. Орёл со стороны Верховья нет, можно прибыть лишь на узловые Лужки.

Автомотри́са проходит входной НЕ (нечётный с Ельца) ст. Семинарская, следующая станция — Лужки-Орловские:

-12

О типах и маркировке светофоров — в цикле «Зелёная полоса»:

А по главному ходу, перегону Становой Колодезь — Орёл, скачет ЭМ2К-033 — косметическая переделка старушки ЭР2, сменившая кабины и потерявшая гофры на кузовах:

-13

Как можно разглядеть по надписи на борту, приписан этот «Поезд памяти» к депо Новомосковск:

-14

От Лужков-Орловских отходит не только брянское направление на запад, но и «магнитно-аномальное» на юго-запад — на станцию Арбузово, что под городом Дмитриев-Льговский Курской области. Главные станции на этой линии — Курбáкинская, она же в народе Курбá, и Михайловский рудник.

Они стоят у посёлка Магнитный и города Железногорск соответственно и обеспечивают львиную долю погрузки на Московской железной дороге — тепловозы вывозят добытые «фрагменты» Курской магнитной аномалии, железную руду.

Всем богата страна: в Якутии — алмазы, в Восточной Сибири — руды и уголь, в Средней Сибири — уголь, в Западной Сибири — нефть и газ, на Урале — вообще вся таблица Менделеева, в Черноземье — руды. В новообретённом Донбассе и западнее — тоже вся таблица Менделеева, мимо этих мест проедем в третьей части, а пока заглянем на запад от Орла.

Если с востока Орёл «атаковали» в основном курские «трёхголовые» 3ТЭ10МК, то с запада работали обычные «2-комнатные» брянские 2ТЭ10М и 2ТЭ10У:

-15

Сейчас депо Брянск перешло на КМы, заполонившие всю МСК ЖД. Из значимых городов на линии Орёл — Брянск — лишь Карáчев. В статье «Как самолёт находит путь? Часть IIIа» показана стоящая там станция радиосистемы дальней навигации РСДН-10 «Чáйка»:

Сам Брянск — и чудесный по устройству город, и чудесный по устройству ЖД-узел. Город состоит из четырёх рассечённых реками Деснá, Снéжеть и Болвá районов. Центральный район, юго-западный — Советский (на местном жаргоне — Совóк), там железной дороги нет, зато недалеко от него аэропорт. Северо-западный Бéжицкий район (Бéжица) — самый крупный и самый трудовой.

Там стоит Брянский машиностроительный завод, выпускающий в том числе тепловозы 2ТЭ25КМ и ТЭМ18ДМ, приданный ему Стальзавод и другие громады. Станция этого района — многим знакомый по надписям на грузовых вагонах Орджоникидзеград:

-16

Северо-восточный Володáрский район (Володáрка) — самый маленький и тихий, однако там на станции Брянск-Орловский (в просторечии — Брянск-I, но по бумагам именно Орловский) стоит главный пассажирский вокзал.

Юго-восточная Фóкинка (Фóкинский район) — самый транспортный, там стоит узловая станция Брянск-Льговский («Брянск-II») со скромным вокзалом, а ещё именно в Фокинку заходит ответвление от федеральной трассы М3, оно же трасса Р120 Смоленск — Орёл.

Вернёмся в Орёл. Я зову этот город дЫрёл, потому что тлен и запустение, ямы на дороге, что «Ока» без вести пропасть может, и даже трамвайный маршрут остался лишь один — номер 3. В 2017-м их было больше — например, первый:

-17

Есть и троллейбусы, сейчас работают аж 4 маршрута. Вот классический ЗиУ-9, он же ЗиУ-682, на мосту через Окý:

-18

А возле Оки, в сквере Танкистов, стоит памятник маршалу Ивану Христофоровичу Баграмяну, который командовал то немного южнее Орла (был начштаба Юго-Западного фронта до его расформирования в 1942 году), то севернее (к концу войны стал командующим 1-го Прибалтийского фронта), но вместе с другими воинами отстоял всю страну — а, значит, и Орёл:

-19

Увы, снялся я у памятника великому военачальнику не шибко уважительно, с рукой в кармане, но позади был жаркий 2-суточный переход Елец — Верховье с ночёвкой в палатке у перегона Шатилово — Измалково, а до этого — чуть более лёгкий, тоже 2-суточный, переход Грязи — Елец с ночёвкой у Дона, поэтому соображал я не очень...

Двинем по старому крымскому ходу дальше. К сожалению, в Курской области мне бывать не довелось, хотя вокруг объездил всё, поэтому фотографий и подробностей не будет. Как закончится операция и станет можно там снимать, не попадая под огонь контрразведки — по возможности исправлю оплошность. А пока — общая информация.

На восток от Курска отходит неэлектрифицированная линия, через Охочевку, упомянутые Мармыжи и Кастóрную выходящая на сочинский ход — на Воронеж. На запад — не менее неэлектрифицированная линия на Льгов, который является неслабым узлом. Главная ветка от него уходит на север, через упомянутое Арбузово и Дмитриев-Льговский она выходит под Брянск, на Нáвлю, где соединяется с главным ходом.

Если курская руда с Михайловского горно-обогатительного комбината (ГОКа) поехала на Арбузово, то нам она может свернуть на Льгов, а может на Навлю — это основной путь. Вот вездесущий 2ТЭ25КМ с курской рудой на «последнем километре» — перегоне Погребы — Навля, дальше он пойдёт по двухпутному ходу, электрифицированному переменным током:

-20

Вернёмся в Курск. Главный ход дальше идёт на Белгород, незадолго до края Курской области в Сараевке отходит на восток линия через Губкин на Старый Оскóл, а во Ржаве — тупиковая на Обоянь. Западная часть Белгородской области, где стоит Белгород — довольно узкая, главного хода всего около 100 км.

Вот гордые ЧС7 в окраске депо Москва-Курская на пункте техобслуживания (ПТОЛ) Белгород:

-21

Первая машина — 042, ранней серии, это видно по скошенному прожектору и лобовым стёклам с электрообогревом, а особо зоркие могут на краю крыши задней секции углядеть жалюзи забора воздуха компрессором, которых нет на втором электровозе. Второй электровоз — 276, поздней серии, его лобовые стёкла обогреваются тёплым воздухом, а прожектор выполнен с прямым стеклом — так оно чище.

Об электрообогреваемых стёклах я писал в Википедии:

Электрообогреваемое стекло — Википедия

А за электровозами возвышаются песочные бункеры: одна из задач техобслуживания ТО-2, выполняемого на ПТОЛ — пополнение запасов песка, подаваемого на рельсы при плохом сцеплении. О периодичности ТО и вообще работе локомотивов и бригад — здесь:

А об одной из сторон работы электровозов постоянного тока, в том числе и ЧС7 — в статье «ТЭД-24»:

Белгород — узел не особо крупный, на юго-восток отходит линия на заграничный Волчáнск и далее Кýпянск, о котором я понемногу выпускаю посты:

Незадолго до границы стоит станция Нéжеголь, откуда отходит совсем короткая ветка на знаменитое Шебекино, многим знакомы бакалейные товары оттуда. А вот с Нéжеголя прибывает «курортный» поезд — электропоезд ЭД4М под командованием тепловоза ТЭП70:

-22

Немного жёсткого контрсвета — ЭД4М с опущенными токоприёмниками (провода-то нет) и белгородские высотки:

-23

И куда без ползающих по станциям и подъездным путям «чмух» — маневровых тепловозов ЧМЭ3 (ЧМЭ-три)?

-24

На запад от Белгорода идёт линия до станции Гóтня (посёлок Пролетарский) — формально это пятилучевой узел, а по сути довольно малодеятельное место, поскольку два направления идут в соседнюю страну, ещё одно — тупиковое на Ивню.

А Белгород до 2014 был весьма деятелен, ходил международный электропоезд «Владимир Великий» в соседний областной центр и масса поездов. Вот УЗшный «Сiрко» — ЧС7-185 серого цвета, а за опорами притаился ещё один РЖДшный ЧС7, ЧС7-279:

-25

За Белгородом — 40 км и граница, вот фото 2012 года с той стороны, его сделал машинист Красиля Александр:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Кто-то живёт и работает в Крыму, ведёт свой канал — например, «Очерки из Тавриды»:

А мы в третьей части продолжим путь по заграничным в данный момент станциям:

Общее оглавление канала

Размышления и похождения