Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Старая дорога в Крым. Часть III: из Слобожанщины на юг

Размышления и похождения

Путешествие из Москвы в Крым, начатое в части I и части II, продолжается. Сегодня оно пройдёт по землям, на которые до 2014 можно было въехать по паспорту гражданина РФ, а сейчас гражданину РФ для этого впору получать паспорт какой-нибудь Чехии, да и то визит будет небезопасен... Но когда я там бывал, это был тихий и гостеприимный край.

Вот фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева, как видим по синему цвету, наш дальнейший маршрут неизменно электрифицирован постоянным током 3 кВ — от Москвы и до самого Севастополя:

Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева (parovoz.com) в обработке автора
Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева (parovoz.com) в обработке автора

Чтобы не нарываться на «стоп-слова», буду называть города сокращённо — Харёк, Лоза, Синь, Зап, Мель. Соседние, не вошедшие в схему — тоже: Днепр, Слава, Рог, Лтава и так далее, по фрагментам карты всё будет понятно.

Слобожанщина — название земель вокруг Белгорода, Сум и Харька, так же, как, например, земли Тулы, Воронежа и других соседних городов зовутся Черноземьем. Тула была нами проследована ещё в первой части, на днях об этом крае рассказал Паша Машинист:

А Слобожанщина — юго-западнее Черноземья. Её центр — город с 2-миллионным населением и очень сложный ЖД-узел, Харёк. Расходятся здесь 8 направлений — на Лтаву, Сумы, Льгов, Белгород, Ку́пянск, Изюм (Лиман), Лозу и Днепр.

Главный вокзал города находится на станции с прозрачным названием Х.-Пассажирский, здесь же находится депо пассажирских электровозов, а рядом — станция метро «Южный вокзал». Да, в городе Х есть метрополитен, открытый в 1975 году!

Вот раннее утро августа 2006 года, своей очереди на отправление ждут две гордых ку́пянских «Машки» — ВЛ82М:

-2

Свежепокрашенная «двойка» в депо:

-3

Раньше это депо (ТЧ-2) звалось Октябрь, с 2014 года называется Главное. Царство электровозов Škoda постоянного тока — ЧС7 и ЧС2 разных депо:

-4

ЧС7-306 — из депо Мель, ЧС2-571 — местный, ЧС2-400 — из Симферополя. А на привокзальной площади стоит управление Южной дороги:

-5

Направление на Сумы неэлектрифицировано, а до 2008 года не было провода и на Лтаву — там царили тепловозы ТЭП70 приписки депо Люботи́н, это довольно крупная станция в получасе езды от Харька на запад. Там и расходятся направления на Сумы и Лтаву:

Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева (parovoz.com)
Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева (parovoz.com)

Вот пара люботи́нских ТЭП70, с электрификацией направления они были переданы в депо Основа, но на 2006 год ещё были в Люботине:

-7

Крупнейшая станция Харька тоже называется прозрачно — Основа, находится она на юге города, в Основянском районе. Вот вид на Основу из кабины электровоза ВЛ82М, слева краснеет «книжка» — центральный диспетчерский пост станции:

-8

А слева на пульте краснеют две лампы «ГВ» — главных выключателей переменного тока, они говорят о том, что мы идём на постоянном токе. О ГВ недавно рассказано в статье «ТЭД-25»:

Из этого снимка ясно, почему «книжка»:

-9

Выходящие из угла первого этажа серые трубы — линии пневматической почты, с помощью которой по паркам станции рассылаются документы на грузовые поезда.

Привокзальная площадь с «Рутами» и ещё живым Ильичом:

-10

Троллейбус:

-11

Рядом с Основой находится аэропорт — HRK, он же UKHH, а через станцию идут все поезда, идущие на Лиман, и почти все на Ку́пянск. Мы ведём как раз грузовой на Купянск, вот уже проследовали Основу, Безлюдовку и съехали с главного хода на перегон Безлюдовка — Терновое, вот у озера Подборовское сходятся чётный и нечётный пути, разошедшиеся на развязке:

-12

А вот сама развязка, внизу — лиманский ход, вверху — один из путей купянского:

-13

О Купянске и его направлениях рассказывается отдельно:

На лиманском направлении, ближе к Лиману, есть довольно крупная станция Изюм, раньше там работал тепловозоремонтный завод, но, судя по всему, он давно покинул этот мир. А незадолго до Лимана, на станции Святогорск (она же ранее — Славяногорск), к лиманскому ходу подходит с севера однопутная линия из Купянска.

Вот вид с купянской линии на следующий из Харька ЧС7:

-14

А в обратном направлении, в Основу, следует ВЛ11.8 приписки депо Лоза:

-15

Лоза — это единственное в стране депо с простыми ВЛ11, к трём другим приписаны ВЛ11М. Заросший травой путь с краю снимка, справа от поезда — путь переменного тока, подходящий к платформе станции, к ней прибывают купянские электропоезда переменного тока 25 кВ. В остальном же станция Святогорск — на постоянном токе, ВЛ82М переключаются при вроде на станцию. А вот и один из них:

-16

Как ВЛ82М чует род тока — я рассказал в Википедии в статье «ВЛ82» и показал на старом видео «Реальный и виртуальный ВЛ82М» (нажмите на синее — откроется).

Вот купянская ЭР9П на пути переменного тока, а за забором, на главных путях, прекрасно себя чувствует на родном постоянном токе пара ЧС7:

-17

Впрочем, мы далековато забрались на восток от главного хода, надо уделить внимание и западному направлению. Вот на неизменном ВЛ82М скатываемся из Люботина в Харёк:

-18

Что катимся вниз — видно и по панораме за окном, слева открывается шикарный вид на лежащий в ложбине город, и по горящей слева зелёной лампе «ТД» (тяговые двигатели выключены), и по лежащим на нулях амперметрам (два прибора справа). Горят и уже знакомые нам лампы «ГВ» — здесь постоянный ток, хотя ещё полчаса назад, в Огульца́х, они не горели.

Вдалеке — дымовая труба ТЭЦ-5, самая высокая в восточной части страны — 330 метров:

-19

А это — часом раньше, на станции Коло́мак, это полпути от Люботина до Лтавы:

-20

Как видим, лампы «ГВ» не горят, изоляторы контактной сети длинные — переменный ток 25 кВ. В саму Лтаву заглянем в заключительной IV части, сейчас же возвращаемся на главный ход и едем в Лозу. С Х.-Пассажирского туда уехать проще простого — по главным путям на юг.

По пути перед станцией Мерефа к лозовскому ходу подвалит ещё одна прямая ветка из Люботина, а за Мерефой отвалит ветка на Змиёв (это на лиманском направлении) — узел города Х нереально громаден и очень сложен, пожалуй, даже сложнее столичного. Но если никуда не сворачивать и нигде не сходить, то часа через полтора после Мерефы старушка ЭР2 привезёт нас в Краснопавловку:

-21

Оказывается, в заднюю кабину нашей ЭРке дышала новая на тот момент двухэтажная Škoda EJ 675:

-22

Какими маршрутами они ходили — я сейчас уже и не вспомню... А на боковом пути стучит дизелем «чмуха», да не простая, а с вибропантографом для удаления гололёда с контактного провода:

-23

Вот и перегон Герсевановский — Краснопавловка, со стороны Лозы бежит пара КВРок с пассажирским — первая тянет, вторая просто перегоняется:

-24

Это прошедшие ремонт с модернизацией ЧС2 с кабинами по типу ЧС7.

Параллельно ЖД идёт автодорога...

-25

Очередной поезд на север — следующий резервом ВЛ11.8:

-26

А на юг, в Лозу, скачет ЭР2Т, построенная всего за 3 года до развала СССР — в 1988 году:

-27

А это — следующий перегон, Панютино — Герсевановский, и следующая в город Х ЭПЛ2Т — детище почившего после 2014 года ЛТЗ:

-28

А в Крым бежит ЧС7-305 приписки депо Мель:

-29

Страна богата не только полезными ископаемыми да землями, но и разнообразными насекомыми и паукообразными — в средней полосе России такого разнообразия не встретишь. Вот часто ли вам попадался такой паук?

-30

И вот наконец сама Лоза и спешащий домой на север октябрьский ЧС7-187:

-31

За поездом возвышаются опоры опоясывающих станцию линий =3,3 кВ и ~27,5 кВ, питающих пункты группировки, ведь Лоза в 2012 году стала станцией стыкования! О станциях стыкования рассказано в статье «ТЭД-12» и будет рассказано в следующей IV части на примере Тимкова:

В том знаменательном году завершилась электрификация участка Лтава — Лоза. До неё во Лтаве было три направления на переменном токе (на столицу, на город Х и на Кремень) и одно тепловозное (на Лозу), а в Лозе соответственно — три на постоянном токе (на город Х, Славу и Синь) и одно тепловозное (то же самое на Лтаву).

И сейчас в Лозовой запросто можно увидеть такую картину — электропоезда постоянного (ЭР2Т) и переменного (ЭПЛ9Т) тока на соседних путях:

-32

Следующая часть начнётся с похожего кадра с электровозами, потом прокатимся из Лозы по широтным направлениям и двинем дальше на юг, подберёмся к самому порогу Крыма. А о самом Крыме уже расскажут другие каналы — например, КрымБудни:

А третья часть на этом заканчивается. До встречи!

Общее оглавление канала