Как и янтарь, жемчуг нельзя назвать в полной мере драгоценным камнем, но ценится он не меньше алмазов, рубинов или изумрудов. Во все эпохи мира блеск и чистота жемчужины завораживали людей, однако и по сей день жемчуг наделен двойственной репутацией.
В античном мире жемчужина была непременным атрибутом богини красоты и любви Афродиты, она же римская Венера. Как известно, легкомысленная божественная красавица была рождена из пены морской. А одним из эпитетов Венеры, наряду с Мариной (то есть морская), была Маргарита, что дословно означает жемчужина. Отсюда возникла традиция изображать Афродиту в жемчужных украшениях, позже подхваченная живописцами Ренессанса. Поэтому жемчуг в античном мире часто символизировал любовь и брак. Красоту женщины также было принято сравнивать с блеском жемчужины. А жемчужные бусы были эмблемой семейного счастья и супружеской верности, ими связывали руки новобрачных. Кроме того, жемчуг тесно связан с водой и луной, и считался прежде всего женским украшением.
Последняя царица Египта обольстительная Клеопатра была обладательницей серег с огромными жемчужинами. По легенде, одну из них она на пиру растворила в уксусном растворе и выпила, тем самым выиграв спор с Марком Антонием. Кстати, в Древнем Риме жемчужные украшения могли носить только аристократки, потому что жемчуг символизировал еще и благородное происхождение. Юлий Цезарь даже специальным указом запретил носить жемчуг женщинам других сословий.
Разумеется, приписывали жемчугу и магические качества. В древности верили, что он защищает от покушений и вообще внезапной смерти, а также от происков мошенников. Кроме того, его до сих пор считают своеобразным индикатором здоровья владельца. Если жемчужина тускнела, то ее хозяину надо было обратить внимание на свое самочувствие. Также жемчуг был талисманом прорицателей и мог одарить своего владельца ясновидением.
В христианскую эпоху жемчужина обрела новое значение. Во-первых, она стала символом таинства, христианского учения в целом, а также царства небесного. Ведь в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова» сообщается, что двенадцать врат небесного Иерусалима сделаны из огромных сияющих жемчужин. Также в Средние века в жемчуге видели слезы ангелов, которые оплакивали человеческие грехи. Во-вторых, жемчуг стал атрибутом Девы Марии, святой Маргариты Антиохийской и вообще эмблемой совершенства, целомудрия, чистоты и святости. Именно поэтому оклады на иконах Богородицы и Спасителя часто украшали жемчугом.
И сам Иисус Христос нередко сравнивался с драгоценной жемчужиной. Об этом свидетельствует «Физиолог»:
«Божественная молния с неба вошла в совершенно чистую раковину, Божью Матерь Марию, и из нее возникла самая ценная жемчужина, как написано: «У нее есть жемчужина, Христос, родившийся из божественной молнии».
Кстати, там же описан и оригинальный способ добычи жемчуга.
«Когда умельцы ищут жемчуг, то с помощью агата находят его. Привязывают агат крепкой веревкой и опускают его в море. И приходит агат к жемчугу, останавливается там и не движется. И сразу отмечают ныряльщики место агата и, следуя по веревке, находят жемчуг».
В том же источнике сказано, что жемчужина появляется на рассвете, оттого что раковина поглощает утреннюю росу, солнечные, лунные и звездные лучи.
Неудивительно, что очень скоро в Европе жемчуг стал популярным символом невинности и скромности вместе с лилиями и единорогами. Поэтому на протяжении столетий европейские невесты надевали жемчужные украшения, венцы и платья, расшитые жемчугом. Кстати, его же часто дарили новобрачным.
Вообще же средневековые астрологи советовали носить жемчуг девушкам, мечтающим выйти замуж. При этом замужним женщинам не стоило им злоупотреблять. Считалось, что частое ношение жемчуга сделает семейную жизнь несчастливой и даже может привести к раннему вдовству. Исключением были женщины, рожденные под знаком Рыб. В европейской астрологии, вслед за индийской, жемчуг был талисманом именно этого созвездия.
Французские астрологи опирались на лунную символику жемчужины, поэтому она считалась уместным украшением для рожденных под знаком Рака. А вот английские коллеги предлагали носить его людям, появившимся на свет в июне. Так как в античности жемчуг был связан с богиней красоты и любви, некоторые астрологи рекомендовали его Весам и Тельцам — знакам, управительницей которых является Венера.
Кроме того, жемчуг был талисманом, который одаривал своего владельца терпением и помогал своему владельцу с достоинством переносить тяготы жизни. Считалось также, что жемчужный амулет хранит от злых мыслей. Мистики и оккультисты, например Элифас Леви, считали, что магические манипуляции с жемчужиной лучше всего проводить в понедельник — день луны.
В XIX веке средневековые воззрения были частично забыты, а репутация жемчуга стала более светской — его охотно носили замужние дамы, царицы салонов и повелительницы мод. В первой четверти XIX века романтики вспомнили и о языческих корнях живого камня, поэтому жемчужные ожерелья и короны стали обязательным атрибутом очаровательных морских дев, русалок и ундин.
На Руси жемчуг также связан со свадебной символикой. Например, на Покров (14 октября) девушки, мечтающие о замужестве, просили Богородицу покрыть голову жемчужным кокошником. Одновременно с этим жемчужину называли и камнем невест Христовых, так как в женских обителях монахини часто расшивали жемчугом облачения для священников и ризы для аналоев, престола и жертвенника.
Особенно популярен был речной жемчуг, который добывали в реках Северо-Западной Руси. А вот морской жемчуг часто называли бурмитским или гурмицким зерном — от города Ормуз в Персии (сейчас Иран), где его и собирали.
На востоке жемчужина не менее сакральный символ. Например, по арабской легенде в райском саду все деревья усыпаны жемчугом. В персидской поэзии с жемчужиной сравнивалась непорочная дева. В индуизме третий глаз Шивы представляет собой сверкающую жемчужину, поэтому она является эмблемой просветления и мудрости. В Китае жемчужина была предметом статуса, на головном уборе ее носили только высшие сановники Поднебесной. Там же бытовал обычай в состоятельных семьях класть жемчужину в рот покойнику, чтобы он благополучно перешел порог живых и мертвых.
Кстати, китайцы считали, что жемчужина появляется в раковине от удара молнии и растет, питаясь лунным светом. Даже ночное светило они поэтически именовали жемчужиной ночи. При этом жемчуг часто был атрибутом драконов — водных владык. Вместе они символизировали духовную суть вселенной и просветление человека.
Кроме того, в Поднебесной верили, что в жемчуг превращаются слезы морских существ — цзяожэнь. Они были наполовину людьми, наполовину рыбами, с белоснежной кожей и волосами, собранными в конский хвост. От вина их кожа розовела, и они становились еще прелестнее. Впрочем, в отличие от европейских русалок, среди цзяожэнь встречались и мужчины, а также у них была душа. Кстати, в прибрежных деревнях вдовцы и вдовы после потери супругов часто сходились с цзяожэнь. Правда, иногда против воли последних — тогда их отлавливали и держали своих прудах.
В японской культуре жемчужина вместе с зеркалом и мечом является одним из трех священных артефактов императора. Однако по факту речь идет не о настоящей жемчужине, а о яшмовой подвеске в форме запятой.
Благодаря узнаваемому виду, жемчуг издавна любили изображать художники. Причем жемчужные драгоценности одинаково хорошо смотрелись как на парадных картинах, так и на камерных портретах. За это же жемчуг любили и дамы — он эффектно смотрелся на любой модели. Среди них было немало коронованных особ.
Например, английская королева Елизавета I носила не меньше семи жемчужных бус одновременно, а одно из ее платьев было усыпано тремя тысячами жемчужин. Возможно, таким образом Елизавета подчеркивала свой статус королевы-девы, которая предпочла замужеству Англию. А королева Франции Мария Медичи явилась на церемонию крещения своего сына Людовика в платье, которое украшали тридцать тысяч жемчужин и три тысячи бриллиантов.
В историю вошли две крупные жемчужины — грушевидная «Перегрина» и овальная «Пелегрина». Первая долгое время была достоянием испанских королев и в конце концов попала в коллекцию кинозвезды Элизабет Тейлор. Вторая же принадлежала знаменитым князьям Юсуповым. В 1953 году Феликс Юсупов продал жемчужину женевскому ювелиру. А в 1989 году анонимный владелец выставил ее на аукцион Christie's. Она была продана за 380 тысяч долларов и вновь ушла в частную коллекцию.
Даже в двадцатом веке, когда бал стала править бижутерия, жемчуг не утратил своей привлекательности. С легкой руки Коко Шанель достояние королев и знатных особ стало повседневным украшением для всех женщин двадцатого века — вместе с маленьким черным платьем, свитером или жакетом. «Жемчуг всегда прав», — заявила первая дама модной индустрии, навеки вписав его в стильный код эпохи.
У настоящего живого камня любопытная и парадоксальная судьба. Дар ветреной богини любви превратился в символ чистоты и непорочности. Традиционный аксессуар невесты стал любимым украшением замужних светских львиц XIX века. И при этом элитарный статус не помешал жемчужине найти свое место в современном мире.