Римский акт лишения себя жизни один из самых известных (и мифологизированных) аспектов Древнеримского общества. На первый взгляд, этот жестокий, по отношению к себе и другим, акт, был легальным и распространенным способом выхода из жизни.
И действительно, подобные события распространены в римской истории. Именно самоубийство изнасилованной римской матроны Лукреции привело к свержению последнего римского царя и начала Республиканского периода в этой истории.
Отношение к добровольному уходу из жизни, похоже, было довольно снисходительным. Как свидетельствуют многочисленные исторические свидетельства, самоубийство не было стигматизировано в этих древних обществах, как это может быть в современных обществах. Чаще всего это не было моральным или религиозным проступком.
Несколько греческих философов рассматривали тот факт, что самоубийство было приемлемо при определенных условиях, например, когда у человека были серьезные проблемы со здоровьем и когда жизнь становилась невозможной по достижении старости. Эта приемлемость самоубийства сохранялась и во времена древних римлян, особенно для людей, страдавших от болезней, от которых не было известного лекарства.
Поскольку самоубийство в Древнем Риме не считалось преступлением или грехом против богов, можно с уверенностью сказать, что у этой древней цивилизации тоже был несколько прогрессивный подход. В некотором смысле самоубийство, по-видимому, было сравнимо с эвтаназией, по крайней мере, в определенной степени. Несколько древнеримских писателей и мыслителей ссылались на акты, при которых люди лишали себя жизни, в том числе историк Тит Ливий или Плиний Старший.
Если не было активного запрета на граждан, добровольно заканчивающих свою жизнь в пределах границ Римской империи, это не означало, что каждый случай был терпимым. Самоубийство по-прежнему было запрещено рабам и солдатам по экономическим или национальным причинам.
Рабы, например, считались собственностью, и их хозяева должны были обеспечить им благоприятные условия жизни. Но даже если раб действительно совершал самоубийство, для его хозяев не было никаких последствий. Но солдаты, покончившие с собой, были публично опозорены. Для императора Адриана самоубийство было даже равносильно дезертирству. Это также означало, что все, оставленное солдатом, который покончил с собой, теперь принадлежало Императору.
С другой стороны, солдат поощряли лишать себя жизни, если они оказывались окруженными противниками на поле боя. Эта форма самоубийства считалась почетной и патриотичной, потому что она показывала, что солдаты скорее будут убиты, чем попадут в руки своих врагов.
Кроме того, людям, осужденным за тяжкие преступления, также запрещалось совершать самоубийства, поскольку государство не могло предпринять никаких юридических действий против их собственности до того, как они были признаны виновными. Но многие такие заключенные предпочли покончить с собой незадолго до окончания судебного процесса, чтобы государство не наложило арест на их имущество. Предположительно, все изменилось в первом веке нашей эры, при императоре Домициане. Он постановил, что любой заключенный, который умер без суда, был лишен права на передачу своего имущества потомку.
Самоубийство, по-видимому, было приемлемо при определенных обстоятельствах, если, например, кто-то не хотел поддаваться немощи старости или неизлечимой болезни. Если бы причины были сочтены обоснованными, человеку было бы разрешено совершить самоубийство.
Источники свидетельствуют о том, что в некоторых частях Древнего Рима люди, желавшие покончить с собой, могли обращаться с петициями в Сенат. За этим последовало бы надлежащее расследование по их делу, поскольку ни один орган власти не стал бы спешить давать отдельному лицу разрешение на такой поступок. Если человека, о котором идет речь, нельзя было успокоить каким-либо другим способом, если было доказано, что самоубийство является разумным поступком, то оно было разрешено. Болиголов, очень ядовитое растение, часто давали людям, которым предстояло таким образом закончить свою жизнь.
Известные философы, императоры, политики, даже члены их семей совершали самоубийства. После поражения в Бедриакуме император Марк Салвий Отон (32-69 гг. Н. Э.) Сломал свой меч, как и большинство его солдат (проигравший бой, особенно важный, был вынужден покончить с собой и стал своего рода завершением своей военной карьеры). Катон Младший (95 г. до н.э. - 46 г. до н.э.) сделал то же самое после битвы при Тапсе, Марк Антониц(83 г. до н.э. - 30 г. до н.э.) после морского сражения при Акциуме или Марк Юний Брут (85/78 г. до н.э. - 42 г. до н.э.) после проигранного сражения при Филиппах. Жена Брута - Порция, тоже покончила с собой. Другими женщинами, являются, например, Клеопатра (69 г. до н.э. - 30 г. до н.э.).
Формами почетного прекращения жизни были также так называемые насильственные самоубийства. По приказу Нерона (37-68 г. н.э.) Петроний (27-66 н.э.), а также Люциус Анней Сенека (4-65 н.э.). Интересно, что Нерон закончил свою жизнь, воткнув кинжал в горло. Самоубийства были широко распространены в основном среди высокорожденных.