Предисловие
Пришло время написать научно - популярную книгу, посвященную основам экономической теории.
В этой книге будет простыми словами пересказан классический учебник экономики, автором которого является известный экономист и популяризатор экономических знаний - Пол Э́нтони Самуэ́льсон (англ. Paul Anthony Samuelson; - американский экономист, специализировался на макроэкономике. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1970). (https://ru.wikipedia.org/wiki/Самуэльсон,_Пол).
Я не претендую на авторство. То, что я делаю - всего лишь адаптированный и модернизированный пересказ классического учебника.
Естественно, в пересказ будут добавлены современные «кейсы» (случаи из практики), а также даны авторские комментарии в случаях, когда экономические реалии современной России отличаются от классических образцов.
Отдавая дань современности, в книге не будет «академического» перечня использованной литературы, а будут гиперссылки на книги и статьи в сети Интернет, ибо очевидно никто не пойдёт искать первоисточник в ветхозаветную библиотеку, вооружившись карточкой универсального десятичного классификатора УДК (https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальная_десятичная_классификация). А вот желающие почитать первоисточник в Сети – точно найдутся.
Почему книга названа «Популярная экономика для взрослых и детей любого возраста»? Всё просто. Очень хотелось максимально упростить подачу информации, естественно, без потери смысла. Удалось это или нет – судить Вам, мой Уважаемый Читатель!
Благодарности.
От всей души благодарю сайт https://pikabu.ru, на котором публикуются мои экономические обзоры. Также благодарю Уважаемых Читателей, которые поддерживают мою жизненную, экономическую и политическую позицию, и, конечно, благодарю своих критиков и оппонентов, за то, что не дают мне «почивать на лаврах», заставляют смотреть на своё творчество со стороны, и, конечно, работать над качеством своих публикаций.
Первоисточник, который положен в основу настоящей книги, читаем здесь:
https://be5.biz/ekonomika/e019/1.html
Глава 1. Что такое экономическая теория
Это, несомненно, наука - деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности (https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука). Следовательно, в экономике существуют объективные закономерности, которые вполне можно изучать. Что же изучает экономическая теория? Вот список:
· Товары и деньги;
· Ресурсы, необходимые для производства товаров;
· Распределение товаров между членами общества;
· Потребление товаров и услуг;
· Извлечение средств к существованию, т.е. добывание денег;
· Товарно – денежные отношения экономических субъектов, т.е. государства, предприятия и гражданина друг с другом.
Экономическая теория – это наука о движении товаров, денег и ресурсов.
Не менее важно понимать, чем НЕ является экономическая теория. Именно уход «в частности», низведение глобальных экономических законов до уровня домохозяйства и / или предприятия приводят к тому, что эти законы применяются неверно, и у человека, не знающего границ применимости экономических закономерностей вполне может сложиться впечатление, что экономика – никакая и не наука вообще… Так что же НЕ изучает экономическая теория? Вот список:
· Экономическая теория не является экономикой домоводства. Чтобы обучиться искусству ведения домашнего бюджета, следует обратиться к другим источникам;
· Экономическая теория не является наукой об управлении предприятиями. Она не раскроет вам, как заработать миллион долларов, подготовить финансовый отчет, разработать рекламную стратегию или угадать курс акций на бирже.
· Экономическая теория не является технической наукой. Она не ответит на вопрос, как построить хорошую машину, дорогу или создать уникальную услугу.
Тот, кто изучает экономическую теорию, должен прежде всего усвоить следующее важное правило: нельзя принимать вещи такими, какими они кажутся на первый взгляд. Это можно проиллюстрировать на следующих примерах:
· Если все фермеры упорно трудятся, а природа помогает им вырастить небывалый урожай, то общая сумма доходов фермеров скорее всего, упадет – потому, что продукции фермеров станет слишком много, и цена на неё может упасть.
· Один человек, желающий получить работу, может решить для себя эту проблему, если он обладает большим умением находить работу или же соглашается работать за меньшую плату, но все люди, желающие найти работу, не могут решить эту проблему таким же путем – потому, что все люди разные, и обладают разными умениями и навыками.
· Повышение цен на продукцию одной отрасли может принести выгоду тем, кто с ней связан, но если в одинаковой мере растут цены на все, что покупается и продается, то никто не выгадает от этого – просто поменяется масштаб цен.
· То, что считается благоразумным и полезным для отдельного человека или предприятия, может быть безрассудным и вредным для нации, государства и мировой экономики в целом.
Каждое из приведенных выше утверждений справедливо. Но внешне - они парадоксальны. Главное при изучении экономики – это умение избегать «ошибочного пути построения доказательства». Ошибочное построение доказательства — ошибка, которая проистекает из предположения, будто то, что верно в отношении части, верно также и для целого.
Да… и домохозяйства, и предприятия, и технические решения и достижения связаны с экономическими процессами. Но только совокупность действий множества домохозяйств, множества предприятий, множества технических технического решений формирует экономику – всеобъемлющую совокупность движения ресурсов, товаров и денег.
Глава 2. Общество и его экономическая организация. Закон редкости
Любое общество, вне зависимости от того, каким оно является (первобытным племенем, закрытой коммунистической страной, развитым капиталистическим обществом, или отшельником, изолированным от всех остальных людей в мире) должно решить для себя три базовых вопроса экономики:
1. Что должно производиться, то есть какие товары и услуги (продукт) должны быть произведены, и в каком количестве?
2. Как будут производиться товары и услуги (продукт), то есть кем, с помощью каких ресурсов и по какой технологии они эти товары и услуги должны быть произведены?
3. Для кого предназначаются производимые товары и услуги (продукт), как (за деньги, бесплатно, за трудодни) должен распределяться продукт между различными индивидуумами и семьями?
В самом общем виде ответы на эти вопросы выглядят так:
1. Производиться должны те товары и услуги, на которые в обществе предъявляется спрос. Например, в условиях первобытно – общинного строя важными являются продукты питания, шкуры животных для изготовления одежды и примитивные инструменты. Для развитого капиталистического общества список потребностей намного шире. Причём предприятия постоянно ведут работу над созданием новых потребностей, о которых люди ещё вчера либо не знали, либо не предполагали, что новый продукт станет необходимым. Вывод: разнообразие продукта в обществе стремится к расширению. Чем более развито общество, тем больший ассортимент продукта оно производит.
2. Товары и услуги производятся из имеющихся в распоряжении общества основных ресурсов – материалов для производства, рабочих рук, имеющихся инструментов, по технологиям, доступным для этого общества. Причём технологии постоянно совершенствуются – сперва для увеличения количества производимого продукта, а затем и для изменения его качества – вплоть до появления новых продуктов. Вывод: технологии производства продукта всегда стремятся к совершенствованию, так как развитие технологии даёт возможность расширять ассортимент продукта (см. п. 1).
3. Производимый продукт распределяется между всеми членами общества. Однако распределение не является равномерным. Относительно большую долю продукта сперва присваивают по праву силы, потом – по праву власти, потом – по праву денег, а в некоторых обществах – по праву принадлежности индивидуума к той или иной общественной группе. Распределение продукта всегда неравномерно. История не знает случаев, когда бы распределение продукта производилось по принципу «каждому – по потребностям». Вывод: распределение продукта в обществе всегда несправедливо. Попытки организации «справедливого» распределения продукта между членами общества на протяжении всей истории человечества приводили лишь к смене одной группы приоритетного получателя продукта на другую подобную группу.
Вышеприведённое описание трёх основных вопросов экономики, а также самых обобщённых ответов на них, приводят нас к формулированию одного из основополагающих законов экономики – закона редкости.
Ресурсы - не безграничны, то есть обладают редкостью. И чем реже встречается полезный для производства продукта ресурс, тем выше его ценность.
Если бы ресурсы были безграничны – экономики бы не существовало. Любой продукт был бы доступен всем индивидуумам в любое время в любом количестве. Но такая ситуация невозможна. Редкостью обладают и ресурсы, и производимый с их помощью продукт.
***
Частное обращение. После окончания блокировки все главы "Популярной экономики..." будут выложены на Пикабу и объединены в серию постов.
Частное обращение 2: Планирую писать по одной - две главы в неделю и выкладывать по выходным. Это примерно 5 - 8 страниц текста. Думаю, за год книгу осилю. Прошу по возможности поддержать эту работу донатами. Может быть, и бумажная книга получится? Надеюсь.
Частное обращение 3: комментарии на Дзен отключены в связи с отсутствием оперативной модерации. Всё комментирование - на Пикабу. Постов много. Место для комментариев есть.
Завтра - регулярный пост, по расписанию. Не позднее 23-00 мск.