Найти тему
Сергей Кудряшов

Путь к правильному звуку или борьба за усилитель

Это продолжение прошлой статьи.

Борьба была короткая, но бурная.

У Одиссея всегда темброблок был выкручен на полную, ибо не хватало ни низов, ни верхов. В т. ч. и на CD. Изучение информации и мнения знающих выявило, что у Одиссея-010 от природы вполне приличный мощник (блок усилителя мощности, который выдаёт мощность на колонки), великолепный (один из лучших среди встроенных советских) корректор и довольно посредственный пред (предварительный усилитель в составе полного усилителя). Он давал глуховатый и "тёмный" звук. И сделать ничего нельзя, или так, или никак. Но есть один лайфхак - есть возможность подключить на вход мощника отдельный пред. А их в СССР хватало. Правда, реально приличных было всего три. Это Корвет УП-028

собранный исключительно на микросхемах, но звучащий лучше всех. Не в разы, просто лучше. Посмотрел, ценник задран, нафиг. Амфитон УП-003.

-2

Хорош (именно такой у товарища, звучит красиво), но не попался на Авито. Радиотехника УП-001.

-3

Попался нерабочий, но комплектный, за недорого, его и купил. После замены всех электролитов (к сожалению, дешёвые китайские современные электролиты лучше советских, когда они были новыми...) и выставления необходимых напряжений в блоке питания пред ожидаемо заиграл, причём вполне себе прилично. Корректор там был тоже хороший, на рассыпухе, аж на 26 транзисторах :) Куда столько, неясно, вменяемый корректор можно собрать на 6-8 транзисторах.
И вот тут я познал дзен отключенного темброблока. Наконец-то не нужно было его крутить (к тому же именно на этом преде он вносил ненужные изменения в звук и АЧХ). Хватало всех частот (ну, в общем и целом). Но выявилась не сильно приятная особенность, при отсутствии звука усилитель явственно шумел. Подходишь к колонками, а оттуда такое: ШШШШШШ (к слову, это проявлено не во всех экземплярах, встречались и вполне себе тихие). В общем и целом, не сильно слышно, когда есть звук, но мы же долбаные перфекционисты и нам надо, чтоб было хорошо. Или хотя бы не шумело :) Начал курить форумы и выяснилось, что это врождённый косяк преда, собранного на дискретных элементах, но в одном месте (точнее в двух, но усилитель на наушники меня не парил совершенно) были всунуты ОУ (операционные усилители). Они были, само-собой, советские, и шумели (иногда нет, но это как повезёт). Выдавая при этом относительно приличный звук. Нашёл я и то, что ставили вместо них из импортного, заказал, и всего со второго раза :) попал в точку.
Было:

-4

Стало:

-5

Звук стал интереснее, а шумов стало резко меньше. Они были, но для того, чтобы их услышать, надо было подносить ухо к колонке.
Кажется, вот оно счастье? Хрена там, нам, удивительным индивидуумам с шилом в ж… заднице, всегда что-то не так. Прогресс налицо, но не так, чтобы прорыв случился.
К слову, про провода. Для соневского проигрывателя пришлось делать переходник, т. к. провод несъёмный

-6

а 2хRCA в 5DIN не воткнуть. Для CD у меня был какой-то, купленный в 90-е голимый китайский провод, а проигрыватель не стыковался, тупо же обрезать родные штекеры и напаять подходящий я не хотел, дабы сохранить аутентичность проигрывателя на будущее (если понадобится продать). Нашёл я великого человека у нас, который может в провода, причём, за очень вменяемые деньги. Его группа находится здесь. Рекомендую, если хочется хорошо и недорого. И он сотворил мне три провода, два коротких (0,1 м и 0,5 м, переходник для проигрывателя и межблочник).
Переходник:

-7

5DIN:

-8

Межблочник:

-9

Провод:

-10

и один длинный (1,5 м для CD проигрывателя), фото не случилось. Все с применением микрофонного провода из Германии и Японии, штекера все заводской качественный Китай. И вот тут случилось явное подтверждение теорий про провода. CD зазвучал настолько по-другому, что это было откровением! Как будто пелена с ушей спала, всё стало чистенько и красиво звучать. Но, думаю, это касается только очень плохого и "просто хорошего" провода. Разницу между хорошим проводом и проводом, изготовленным девственницей в полнолуние из самородного золота, собранного ею же (ну, если судить по цене), я, скорее всего, не услышу. Или услышу, но на тракте (в данном случае звуковоспроизводящем) стоимостью хорошо за миллион.
Далее начал курить инфу по колонкам. Эстонии были реально самые крутые колонки времён СССР (выдавали приличный звук, подвесы динамиков не сохли и не разваливались) небольших размеров, подходящих под наши мелкие комнаты. Большие колонки, начиная с S90, и крупнее отлично звучат (ну, если забыть про то, что S90 не звучат, а долбят :) ) в больших помещениях и перестают выдавать низы в маленьких. А как нам без низов? Правильно, никак.
В общем, Эстонии оказались крайне привередливы к усилителю. В связи со своей низкой чувствительностью и общей тугостью подвесов. Нужен им усилитель мало того, что мощный, так ещё и с высоким демпинг-фактором. Сложный показатель, но если коротко, то это показатель того, раскачает он "тугие" малочувствительные колонки, или нет. С высоким показателем и маломощные (понятно, относительно) усилители будут качать всё подряд, с малым и мощные не со всем сыграются. У Одиссея с этим не сложилось... Как и с мощностью. Цифра 50 демпинг-фактора уже прилично. 100 - весьма хорошо, больше - превосходно. У старых советских усилителей он редко превышал цифру 20.
Заодно прочитал, что у Эстоний излишне длинные фазоинверторы, ибо их два на колонку (труба, организующая усиление НЧ, если очень коротко). Сделано это было в своё время для того, чтобы АС с относительно небольшим литражом влезла в строгие требования к высшей группе сложности. А именно в воспроизведение 31 герца. Она, конечно, их как-то воспроизводит... Но из-за этого есть смачный провал на 40 герцах и низы получаются какими-то размазанными. А вот если трубы фазоинверторов укоротить (на строго определённое количество сантиметров, которое я нашёл в Сети), то резонанс перемещается к 40 герцам и низы становятся собранными и более быстрыми. Ну, не долго думая, разобрал колонки (я был там с 87 года первым, судя по сохранившимся пломбам)

-11

-12

открутил трубы, отпилил лишнее

-13

(сначала на одной колонке, чтобы сравнить), собрал обратно, поставил на место.

-14

Сравнил, реально низы стали существенно интереснее. Плотнее и собраннее. Доработал вторую колонку, порадовался результату. Но что делать с тем, что усилитель к ней не подходит?
На одном форуме прочитал, что к Эстониям отлично подходят старые Сансуи (усилители такие, японской фирмы Sansui о которой можно почитать немножко
здесь) годов 70-х или начала 80-х. Ладно, пошёл читать про Сансуи. И обнаружил, что в Рунете по ним инфы как-то и немного. Вынес лишь то, что самая лучшая серия была в 79 году, т. е. AU-D607, AU-D707 и AU-D907. Т. е. те, что без букв после цифр. С буквами пошли более поздние серии, тоже очень хорошие, но на них японцы из-за кризиса начали ставить не самую лучшую комплектуху, как раньше, а ту, которая еще неплохая, но уже сильно дешевле. Из-за этого случился парадокс, что усилители (и не только) 70-х редко требуют замены электронных компонентов (обычно, электролитов), а начиная с начала 80-х - весьма часто, а на некоторых сериях и однозначно всегда. К середине 90-х японская электроника скатилась к ширпотребу и не интересна...
Очень помогла пониманию тонкостей информация, почерпнутая вот у этого, исключительно интересного в своём нереальном мастерстве товарища
Prophetmaster Audio. Среди его друзей-меломанов Сансуев ниже 707-го не было, поэтому 607-й я решил не рассматривать. А вот 907-й отпал как потому, что он существенно дороже, так и потому, что у него отсутствует тонкомпенсация. Да, мощник там лучше, корректор в MC секции круче, общее исполнение интереснее. Но у 707-го оказался такой же (и, как выяснилось позже, один из лучших в принципе у японского винтажа) пред, а, что самое главное - точно такой же MM корректор. Про который (тоже позже) человек из Москвы, разбирающийся в теме в миллион раз лучше меня, сказал, что он уровня отдельного современного корректора стоимостью... от 100 тыс. рублей! А что мощник попроще, так ненамного. И выдаёт как свои 90 Вт на канал, так и демпинг фактор в 100 единиц.
Почему важна тонкомпенсация? Я это выяснил позже, но, как известно, у японцев другой слух, чем у нас. Они любят высокие частоты и не любят низкие. Поэтому их топовые усилители и колонки с огромными НЧ лопухами практически не выдают сколько-нибудь нормальных низов. А тонкомпенсация это всё возвращает на место для тех, кому это, таки, надо. С колонками хуже, но этот вопрос ждёт раскрытия позже. (UPD: Надеюсь, никто всерьёз бред про японцев не воспринял :) Я знаю, зачем нужна тонкомпенсация, просто на этом усилителе её включение желательно, а на каких-то других вообще не нужно.)
В общем, заказал на Авито, пришёл. Дело было в январе, покрылся весь конденсатом с мороза, замучился ждать, пока просохнет. Подключил, послушал. Звучал как-то странно, один из входов фонил. Спросил у продавца и ещё одного сведущего. Оба в один голос сказали: подожди, разыграется. И он, таки, разыгрался.

И вот тут случилось сильное по своим масштабам потрясение для моего понимания звуковоспроизведения. Усилитель "играл" настолько качественно, что всё, что я когда-либо слушал до этого, не дотягивало даже до бледного подобия. Это было настоящим переворотом сознания! Тугие Эстонии заиграли так, как будто это топовые колонки за много денег. Смачные басы, отличные средние, весёлые верхи. Я в статьях читал про сцену и построение картины в воспроизведении звука акустическими системами, и не понимал, что это такое. Ну, звук, ну левый канал, ну правый. Стереоэффекты присутствуют. А тут неожиданно услышал всё это, появился объём и красота в звуке. Давно известные до последнего звука записи стали восприниматься совершенно по-другому.
Я, воодушевлённый услышанным, позвонил товарищу и начал расписывать, что услышал. Он предельно скептичный человек, всё воспринимает только лично, своим слухом (к слову, у нас схожее восприятие звука, разве что он любит побольше высоких, а я побольше низких). Попросил привезти усилитель к нему (пришлось везти вместе с трансформатором, про который ниже рассказ будет). Привёз, послушали, он задумался. Попозже приехал, послушал на моих Эстониях. Уехал, ни слова ни говоря. А потом взял... и купил точно такой же усилитель :) Потому что выяснилось, что это лучшее, что он услышал из усилителей вменяемого ценового диапазона. Невменяемого слышал, но выкладывать полмиллиона за железяку он был мало того, что не готов, так ещё и не в состоянии... К слову, и сейчас у него этот усилитель, хотя раньше он менял их примерно раз в 2-3 месяца, иногда раз в полгода. У Сансуя есть недостатки, но по совокупности качеств он для виниловода практически идеален. Играет почти со всем подряд, играет круто.
Вот он, тот самый Sansui AU-D707:

Моя пр-р-р-релес-с-с-сть!!! :)
Моя пр-р-р-релес-с-с-сть!!! :)

Это не единственное с тех пор удачное вложение в звук, но самое первое.

А про трансформатор, проигрыватель и прочее будет в дальнейших публикациях.

Продолжение вот здесь.