Everybody Digs Bill Evans - второй альбом американского джазового пианиста и композитора Билла Эванса, вышедший в конце 1958 года на Riverside Records.
Название можно перевести как "Билл Эванс нравится каждому", а можно - "Все врубаются в Билла Эванса", ибо слово "dig" на слэнге означает "врубаться", то есть понимать нечто, что понимают не все. И простой дизайн обложки состоит из цитат признанных мастеров джаза:
"Я уверен, что многому научился у Билла Эванса. Он играет на пианино именно так, как надо играть." (Майлз Дэвис) "Билл Эванс - один из самых удивительных пианистов, которых я слышал." (Джордж Ширинг) "Я думаю, Билл Эванс - один из лучших." (Ахмад Джамаль) "Билл Эванс имеет редкую самобытность и вкус, а также еще более редкую способность играть по-своему номер, который казалось бы по другому и не сыграешь." (Джулиан Кэннонболл Эддерли).
Кому-то все это может показаться обычной рекламной похвальбой и зачем, спрашивается, было портить обложку такими крупными буквами? Дело в том, что 29-летний Билл Эванс в то время еще не был той великой фигурой в джазе, какой его все знают сегодня. Несмотря на успешную работу у Майлза Дэвиса, он не был известен широкой публике, с его талантом соприкоснулись лишь немногие вышеперечисленные маэстро. Более того, многие коллеги из среды музыкантов завидовали и морально подавляли эту ранимую душу. Чернокожие музыканты жаловались Дэвису, почему у него играет белый, когда вокруг столько чернокожих музыкантов сидят без работы. На что Майлз отвечал им просто: "Потому что он - лучший."
Слава Богу, что рядом оказался Оррин Кипньюс - джазовый продюсер, критик, совладелец компании грамзаписи Riverside Records и просто друг Билла Эванса. Он целых два года после выпуска дебютной пластинки New Jazz Conceptions (1956) упрашивал застенчивого Билла записать следующий альбом. Но Эванс, будучи перфекционистом, был не высокого мнения о себе и постоянно отклонял предложения Кипньюса, утверждая, что ему "нечего сказать нового".
В конце концов, Эванс решился прийти в студию, вскоре после ухода из секстета Майлза Дэвиса. Как написал Оррин Кипньюс в аннотации на конверте Everybody Digs Bill Evans: "Эта необычная обложка альбома создана специально для того, чтобы прояснить потрясающий факт о Билле Эвансе: этот чрезвычайно талантливый молодой пианист уже стал объектом восхищения и уважения для некоторых самых высокоценящихся в джазовом мире музыкантов и, в то же время, остается практически неизвестным широкой публике. Эти четыре крупных знаменитости, подписавшиеся под своими похвалами Эвансу, на самом деле были выбраны из целого списка музыкантов - ценителей Эванса, и список этот гораздо длиннее."
Но понадобилось время, чтобы любители джаза тоже "врубились" в Билла Эванса, и альбом продавался весьма худо-бледно. С годами название Everybody Digs Bill Evans превратилось из дешевого рекламного трюка в общепризнанную истину. Поэтому в наше время почти невозможно найти оригиналы 1958 года в приличном состоянии - тираж был очень маленький, они давно осели в коллекциях, а если и перепродаются, то за космические цены.
Для Майлза Дэвиса это были не пустые слова, что он "многому научился у Билла Эванса". Те восемь месяцев, которые в 1958 году Эванс играл в знаменитом секстете Майлза (единственный там белый музыкант) считаются одним из плодотворнейших союзов в истории джаза. Манера Эванса импровизировать, углубившись в себя, оказала глубокое влияние на дальнейшее развитие Майлза Дэвиса. Как он писал в своей автобиографии: "Я любил, как Билл зажигал в пианино такой тихий огонек. Манера его игры, его звучание уподоблялись кристальным ноткам сверкающей воды из чистого источника."
Во втором альбоме Эванс продолжил развивать традицию джазового фортепианного трио и пригласил на запись замечательную ритм-секцию в лице двух Джонсов. Барабанщик Филли Джо Джонс был его коллега по секстету Майлза Дэвиса, отличавшийся более агрессивным, чем у его современников, стилем игры, считается одним из величайших джазовых ударников всех времен. А басиста Сэма Джонса ему порекомендовал другой коллега по секстету Майлза Дэвиса - Кэннонболл Эддерли. Сэм Джонс раньше играл с Диззи Гиллеспи, а потом долгое время был членом команды самого Кэннонболла, которому нравилась его надежная игра и теплые тона.
Неудивительно, что оба Джонса (они кстати не родственники, а только однофамильцы) обеспечили Эвансу солидную поддержку на протяжении всего альбома. Они еще не сравнятся с ритм-секцией Моушна и ЛаФаро, которые два года спустя составили наилучший вариант Bill Evans Trio, но эта запись показала насколько выдающейся уже в ранний период была игра Билла Эванса, даже без поддержки более знаменитых музыкантов.
В обновленной аннотации к какому-то очередному переизданию Everybody Digs Bill Evans, продюсер альбома Оррин Кипньюс признался, что это возможно самый любимый его альбом Билла Эванса.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!