Всем известно, что в Петербурге огромное количество рек, каналов, протоков. Одна из них река Мойка, русло которой пролегло в самом центре исторического Петербурга. Мойка является правым рукавом реки Фонтанки, берет начало у 1-го Инженерного моста, там, где "поселился" "Чижик-Пыжик". Длина реки около 4,6 километров, при максимальной ширине 40 метров. Вдоль Мойки строились храмы, финансовые и государственные учреждения, селились, как правило, знатные и богатые жители Петербурга.
Друзья! Сегодня мы совершим прогулку по набережной реки Мойки. Точкой старта будет памятник "Обелиск-водомер Петербургских наводнений", что находится у Синего моста. Этому историческому водомерному столбу посвящена отдельная публикация, с которой вы, при желании, можете ознакомиться. А направимся мы по набережной в сторону устья Мойки.
"по речке Мье, по берегам обе стороны, всяких чинов людям строить деревянное строение по показанным вехам, против образца, каков устроен на Васильевском острову",
этим распоряжением Петра I началась застройка берегов реки, а упоминаемая "Мья" и есть сегодняшняя Мойка. А вообще, старое название реки просуществовало до 1797 года.
Друзья, нашу виртуальную прогулку по набережной начнем со знакомства историей дома №70. Хотя, как таковой её (истории) и нет! Да, дом в стиле сталинского неоклассицизма на пересечении Набережной Мойки и Вознесенского проспекта в нынешнем виде появился в начале 50-х годов XX века. Ранее, до перестройки на этом месте находился двухэтажный дом, его историческое название - Дом Гавриловой, по имени дочери надворного советника Н.И.Гаврилова.
А вот следующий за ним дом с нумерацией №72 имеет свою историю. Здание с 1805 года принадлежало торговой Российско-Американской компании и известно под названием "Дом Российско-Американской компании". Несмотря на присутствие в названии компании слова "американская", предприятие было отечественным, с русским капиталом и служило интересам России в качестве инструмента по освоению и колонизации Нового Света, в так называемой Русской Америке путем промысла, торговли и разработки полезных ископаемых на северо-западе Америки, на Курильских и Алеутских островах. Компания имела исключительное право открытия и присоединения к России новых территорий в северной части Тихого океана...
Примечательно, что в этой компании в должности правителя канцелярии работал поэт Кондратий Федорович Рылеев, декабрист, один из пяти казнённых руководителей Декабристского восстания 1825 года. Мало того, после получения должности, он жил в этом доме с весны 1824 года, а 14 декабря 1825 года арестован в своей квартире, накануне здесь же состоялось последнее совещание членов Северного общества... После второй реконструкции здания, специально перестроенного под ломбард в 1909 году, дом стал известен как "Дом Общества для заклада движимых имуществ".
А теперь перейдем на правый берег Мойки, нас интересует угловой дом, главным фасадом выходящий на Исаакиевскую площадь, его адрес: Набережная реки Мойки, 89 / Большая Морская улица, 44. Это Дом министра государственных имуществ, сегодня здесь располагаются помещения Всероссийского института растениеводства имени Н. И. Вавилова. Здание было построено 1847-1853 годах по проекту представителя архитектурного стиля неоренессанс, русского зодчего Николая Ефимовича Ефимова. Это его одна из значимых работ, а начинал архитектор свою творческую деятельность помощником у Василия Стасова при восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года. Ранее, до сноса, здесь располагался двухэтажный дом с портиком...
Следующий по порядку дом - Набережная реки Мойки, 89 / Большая Морская улица, 44 - известен как Дом княгини А. П. Львовой. Построен на месте одноэтажного особняка, возведенного еще в 1740-х годах архитектором Брюлловым (фон Брюлло) Николаем Федоровичем при участи Ропета Ивана Павловича. После реконструкции дом стал четырехэтажным.
В свое время в парадную этого дома, со стороны Большой Морской улицы, поднималась Мария Карловна Бенуа, супруга писателя и художника А.Н. Бенуа. Она снимала здесь квартиру с 1891 года. А с 1890 в этом доме располагалась Японская миссия, пока в 1904 году не началась война между Россией и Японией за контроль над Маньчжурией, Кореей и Жёлтым морем.
На фасаде здания закреплены мемориальные доски, увековечившие память двух личностей, проживавших в этом доме и получивших известность уже в советское время. Один из них художник, архитектор. педагог и основоположник отечественной школы художественного стекла Б.А. Смирнов, проживал с 1926 по 1986 год. Другой, тоже основоположник, правда в другом виде деятельности, в шахматах. Это мастер спорта СССР по шахматной композиции, основоположник художественного шахматного этюда Алексей Алексеевич Троицкий, таких людей еще называют шахматными композиторами.
На нижнем снимке невысокий, в три этажа дом с плоскими пилястрами, похожими на колонны. Построен в 1760-1762 годах Алексеем Петровичем Мельгуновым, генерал-поручиком, фаворитом Петра III. Тем самым Мельгуновым - владельцем Елагина острова. Участок этот ему был пожалован императором Петром III. Затем, в 1773 году принадлежал супруге тайного советника и камергера А.Ю. Нелединского-Мелецкого. Далее, в 1787 году дом покупает чета Меншиковых, Сергей Александрович и Екатерина Николаевна (урожд. Голицына). Да, это внук Александра Даниловича Меншикова, сподвижника Петра Алексеевича.
Проходит 10 лет, дом переходит в собственность коммерсанта из Англии Э. Дж. Смита, который в свою очередь сдавал помещения в наем. Наконец, в 1830 году, наследники английского купца продают дом в казну и оный переходит под государственное управление. Сразу, после оформления сделки, выполняется перестройка дома по проекту русского архитектора Иосифа Иосифовича Шарлемана. Дом отдается под канцелярию и квартиры для работников одного из ведомств Комитета министров Российской империи, а именно Государственного контроля. После этого, за домом закрепилось историческое название - Дом Государственного контроля.
Дом №78 известен как Особняк А. О. Смирновой-Россет. Построен в 1809 году, автор проекта дома остался неизвестен, а вот перестройка 1839 года выполнялась архитектором Александр Христофорович Пелем, построившим немало домов в Петербурге. В начале своей карьеры архитектора работал помощником у Огюста Монферрана.
Немного о хозяйке дома, Александре Осиповне Смирновой: жена чиновника Министерства иностранных дел и губернатора Санкт-Петербурга (1855-1861гг) Н.М. Смирнова; род деятельности - фрейлина русского императорского двора с семнадцати лет, составляла свиту вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, затем императрицы Александры Фёдоровны, супруги российского императора Николая I. Александра Осиповна будучи известной личностью, активно участвовала в светской и культурной жизни Петербурга. Была знакома и дружна со многими известными личностями, среди ее поклонников и друзей были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, П. А. Вяземский и многие другие.
А вот следующий дом известен как Доходный дом и народные бани М. С. Воронина. Назван так по фамилии владельца, купца 3 гильдии и академика Михаила Степановича Воронина. В одной из публикаций цикла "Петербургские окна" была информация о доме и его владельце, Воронине. Добавлю только, что с момента постройки дом сохранил свой первородный вид, за небольшим изменением декора фасадов. Мало того, бани и поныне существуют под названием Фонарные бани. Не рекламы ради, а для информации - в нынешней бане открыты исторический женский и мужской классы высшего разряда, а также народный мужской класс, в котором нет услуг барбера и нет хаммама.
Следующий по порядку за Домом Воронина дом под №84 также имеет историческое название - Дом Касаткина-Ростовского. Фамилия эта принадлежит древнему княжескому роду. Участок этот вместе с садом и двумя небольшими флигелями приобрел богатый помещик князь Ф.М.Касаткин-Ростовский. Строительство четырехэтажного дома как элитного доходного дома было поручено русскому архитектору Николаю Леонтьевичу Бенуа - основателю художественной династии, в течение 25 лет занимавшего должность главного архитектора Петергофского дворцового правления.
В Доме Касаткина-Ростовского с 1905 проживала Анастасия Дмитриевна Вяльцева - примадонна оперетты, певица, исполнительница русских и цыганских романсов. современники называли ее "несравненной". Граммофонные пластинки с исполнением Вяльцевой продавались большими тиражами, концерты проходили на "ура". Публика подолгу не отпускала певицу со сцены, однажды на концерте в Петербурге ее вызывали на бис 52 раза, она была любима и обожаема зрителями, пользовалась колоссальным успехом...
На сегодня всё, продолжение следует! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!