Классическое, Мансардное, Веницианское, Флорентийское, Трифора, Бифорий, Брамантово, а может Французское?.. Нет, мы не будем гадать! "О чем это он?" - подумаете вы. А я о том же, о чем рассказывал и показывал в первых двух публикациях, об окнах, о Петербургских окнах! Вновь возвращаемся к этой теме, благо домов и дворцов в историческом центре Петербурга и окон в них хватит не на один десяток тем! Итак, смотрим Петербургские окна во всех смыслах этого слова...
Да, мы не специалисты и не историки, и не будем определять какой тип окна у героев нашей публикации из перечисленных выше, в предисловии. Мы чуточку узнаем их историю... И первыми окнами, в которые мы заглянем, будут окна одного из доходных домов Петербурга, коих в городе было огромное множество, ведь в 30 – 40 годы XIX века строительство многоквартирных домов для сдачи внаем стало массовым явлением.
Однако, этот доходный дом резко выделяется из сотен своих собратьев! Он особенный, и не столько за свой архитектурный стиль, домов в стиле эклектика в Петербурге немало. Не буду томить, в этом доме на Набережной Мойки в свое время были народные бани! Да, бани! В 1871 году, за один год, по проекту архитектора Павла Юльевича Сюзора был построен доходный дом и народные бани М. С. Воронина.
Баня имела собственную артезианскую скважину, три мраморных бассейна, в помещениях стояли изразцовые печи-каменки, в отдельных номерах, скажем люкс-класса, освещение состояло из газовых люстр, даже существовала специальная вентиляция. За эту баню Сюзор в 1872 году на Политехнической выставке в имперской столица Австро-Венгрии Вене получил золотую медаль.
Интересная личность владельца дома - Михаила Степановича Воронина. Дворянин, из семьи состоятельных купцов, в детстве получил хорошее домашнее образование, окончил Императорский Санкт-Петербургский университет, за свои выдающиеся труды в области ботаники без защиты диссертации получил докторскую степень! Будучи владельцем многих доходных домов и предприятий, Михаил Степанович поддерживал науку и образование, был известным меценатом...
Возможно, к этому окну неоднократно подходила великая княгиня Мария Николаевна, первая хозяйка этого дома. Нет, не дома, дворца! Этот дворец на Исаакиевской площади по указу императора был специально возведен и передан Николаем I своей дочери Марии в качестве свадебного подарка. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер за пять лет превратил здание школы Гвардейских подпрапорщиков, бывшее до этого дворцом графа Чернышева, в один из лучших дворцов Петербурга. Построен в 1839—1844 годах. Кстати, в этой гвардейской школе в свое время учился учился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.
Прошли годы, многое повидали эти окна... Мариинский дворец, а речь идет именно об окнах это дворца, в 1884 году перешел в собственность государства, а через год, по указу Александра III, дворец становится центром российской государственности, здесь располагалась резиденция Государственного Совета. После 1917 года дворец занимали различные организации... С 1994 года в здании дворца работает высший законодательный орган Санкт-Петербурга...
Еще одни окна, и вновь окна великокняжеского дворца, и все тот же самый Андрей Иванович Штакеншнейдер. Только этот проект архитектора был начат через 13 лет после постройки Мариинского дворца. На сей раз, по указу императора Николая I, зодчий спроектировал резиденцию для его младшего сына - великого князя Михаила Николаевича. Пышно оформленный фасад дворца выходит на Дворцовую набережную. Дворец был оборудован отоплением по новой технологии (нагретый воздух подавался в помещения дворца), проведен водопровод.
И это окна Ново-Михайловского дворца, ставшего семейным гнездом великого князя Михаила Николаевича и его молодой жены баденской принцессы Цецилии Августы, двоюродной сестры российской императрицы Елизаветы Алексеевны... Остается добавить, что первый дом на этом земельном участке был построен еще в петровское время. И это был дом майора Преображенского полка В. Д. Корчмина, сподвижника Петра Великого, главного царского инженера и изобретателя, конструктора и создателя артиллерийских пушек...
Генерал-майор, тайный советник, академик и профессор Императорской Академии художеств... Речь идет о Иване Денисовиче Чернике, авторе проекта следующих окон, и здания в целом. Cегодня здесь располагается Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. А с конца XVIII на этом большом участке находились казармы лейб-гвардии Конного полка. И здание, окна которого выходят на Мойку, служило офицерским корпусом.
Кстати, на втором этаже арочные окна в прямоугольной раме относятся к "брамантовым окнам", по фамилии итальянского архитектора, впервые применившего такой тип окон. Обратите внимание, над главным входом сохранилась лепнина с военными знаками.
А эти окна нельзя не узнать! Знаменитое и узнаваемое здание, длиной 400 метров, специально возведено для создаваемых Петром Великим новых государственных органов - коллегий, вместо старых московских приказов. Конечно, это здание Двенадцати коллегий, первое заседание которого состоялось 1732 году. Однако, окончательно его строительство закончилось в 1742 году. Проект, начатый Доменико Трезини, завершали другие архитекторы: его зять и племянник в одном лице Джузеппо Трезини и русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини не дожил до завершения строительства.
Прошли годы, императором Александром I Коллегии были упразднены, появились министерства. Здание опустело, но не надолго, в 1804 году его передали Педагогическому институту, затем, с 1835 года и по сей день в его стенах размещается Санкт-Петербургский университет. За свою долгую историю этот ВУЗ окончили 6 нобелевских лауреатов и в разное время Россией руководили несколько его выпускников: Петр Столыпин, Александр Керенский, Борис Штюрмер, Владимир Ульянов (Ленин), Дмитрий Медведев, а также нынешний руководитель страны Владимир Путин...
Таламонов и атлантов как архитектурный элемент все мы прекрасно знаем, для примера, атланты портика Нового Эрмитажа, а теперь познакомимся с Кариатидами, женскими фигурами, поддерживающими карнизы зданий вместо колонн или столбов. Эти окна и бессменные фигуры Петербурга украшают здание, что находится на Площади Труда. Узнали? Это здание бывшего доходного дома Александра Александровича Вонлярлярского.
Александр Вонлярлярский судя по биографии, личность неноднозначная: бывший служивый, состоял адъютантом у генерала от инфантерии Ивана Набокова, вышел в отставку в чине поручика (младшее звание офицерского состава); женился на богатой наследнице, дочери известного помещика Полторацкого; имея покровительство и связи (взять хотя был его двоюродную сестру Варвару Аркадиевну Нелидову, тайную фаворитку Николая I) получал выгодные подряды по постройке шоссейных и железных дорог; вел расточительный образ жизни, благодаря своим пустым и дорогим прожектам практически оставил детей без состояния.
Опять же, для постройки дома на площади Труда Вонлярлярский выбрал своего знакомого, известного архитектора, автора многих зданий в Москве Михаила Доримедонтовича Быковского. Примечательный факт - доходный дом для Вонлярлярского единственная постройка Быковского в Петербурге...
Эти окна узнаете без труда, здание где они установлены, это одно из первых больших каменных построек Петербурга. Архитекторы этого дворца Джованни Мария Фонтана и сменивший его через два года Иоганн Готфрид Шедель. Строительство резиденции первого губернатора Петербурга длилось с 1710 по 1714 года. В петровское время жизнь в этом дворце била ключом, здесь Петр I устраивал торжественные обеды и пиры, принимал иностранных послов, недаром дворец Меншикова именовался еще и Посольским домом.
После Меншикова, дворец менял своих хозяев, причем, что в и царское время, и в советское, во дворце располагались заведения с военным уклоном. В 1960-е годы было принято решение провести реставрацию и вернуть Меншиковскому дворцу первоначальный вид. В начале 1980-х работы были завершены и дворец перешел в ведение Государственного Эрмитажа.
Эти окна принадлежат четырехэтажному дому, что находится по адресу Невский проспект, 50. Это историческое здание, внешний вид которого с 1876 года практически не изменился - дом баронессы Александры Петровны Кусковой. В 1903 году сменился хозяин, им стал Семен Григорьевич Раменский. В одном из помещений дома работал кинотеатр "Мажестик". Интересный факт - с конца XIX века и по наши дни этом доме всегда были аптеки. Первая, открытая в 1892 году, принадлежала Эдуард Густавовичу Брезинскому. Сегодня здесь функционирует аптека от АО "Петербургские аптеки"...
Мы вновь на Невском. И завершает наш обзор окна дома, выходящего своим фасадом на Невский проспект, это дом №26. Опять доходный дом, на этот раз новый владелец этого участка земли норвежский поданный Г.И. Гансен в 1873 году решил перестроить существовавший до этого дом П. Трунова. Есть одна особенность в проекта дома, заключается она в том архитектор Василий Андреевич Кенель для магазинов, расположенных на двух этажах, сделал витрины не только на первом, но и на втором этаже, таким образом, он один из первых, кто применил такое решение...
Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы, жду ответной реакции!