Последние несколько месяцев я, к своему стыду, совершенно выпала из мира прекрасных и замечательных событий культурной жизни Северной столицы: последняя выставка, которую я посетила аж в ноябре прошлого года - «Русский эпос в камне» в музее Фаберже.
Конечно, можно сколько угодно обвинять пресловутый рабочий график, круговерть офисных будней, но лично для меня ключевая проблема — состояние улиц Санкт-Петербурга, на которые в зимнее время выходить просто страшно: постоянно рискуешь сломать себе шею, и даже поход от метро до офиса превращается в ежедневный квест...
Однако иногда случаются такие события, ради которых готов пренебречь любыми рисками и найти время даже в самом плотном графике, а об усталости забываешь в принципе. В эти выходные мне довелось попасть на одно из таких — замечательная, потрясающая выставка в Манеже, посвященная одному из самых прекрасных и выдающихся явлений отечественной культуры — русскому балету...
«Первая позиция. Русский балет» - нечто совершенно особенное, это даже не выставка, а скорее — масштабная инсталляция, нечто новое и удивительное... Она не обрекает зрителя на скучные блуждания в переполненных залах от одного пыльного экспоната к другому, а с первых шагов словно по-дружески берет его за руку и погружает в великолепный и чарующий мир, наполненный музыкой, легкостью и очарованием прекрасного танца...
Сначала, словно украдкой, посетителю предлагают взглянуть за кулисы старых императорских театров: вот первые наброски декораций и костюмов — яркие красочные, они постепенно приобретают изысканность и роскошную утонченность. Разглядывая их, погружаясь в музыку, даже не сразу видишь те трансформации, благодаря которым меняется облик русского балета.
А между тем, именно благодаря им балет из малопонятного новшества, введенного «самодуром и антихристом» царем-реформатором, постепенно превращается в нечто особенное, возвышенное — в сложный, но гармоничный союз пластики, творческого гения, физических способностей человеческого тела, художественных достижений, нарочитой декоративности, подчиненных самому величайшему из искусств — музыке...
Музыка сопровождает посетителя на всем протяжении выставки, по большей части красивая и мелодичная — вечная классика, благодаря которой молчаливые свидетели прекрасной эпохи — элементы костюмов и декораций, портреты первых красавиц — хрупких и изящных нимф волшебного мира, - оживают и начинают рассказывать свою историю...
На страницах этой истории мы можем увидеть зарисовки о том, как менялся облик балета в царствование того или иного императора: во время Александра III, например, в хореографии чаще использовались стремительные и легкие прыжки, позволяющие исполнителю преодолеть сцену, создавая эффект легкости и воздушности.
А правление Николая II оказывается прошло в балете под знаком знаменитого 32 tours fouettes—вращения на одном и том же месте...Что-то тут возникает на краешке сознания, какое-то имя...ах да, ну конечно: первой из отечественных танцовщиц, кто исполнил это вращение на сцене, была знаменитая Матильда Кшесинская.
Яркие очерки из биографии этой капризной красавицы тут и там возникают на страницах истории балета. Какие-то из них слышишь впервые именно здесь, на выставке, какие-то — общеизвестны, например факт: Кшесинскую крайне редко можно было увидеть в классических балетах, а своему положению первой балерины она целиком и полностью была обязана своим «связям» при дворе, или, что практически все свое сказочное состояние она проиграла в казино, а на жизнь в Париже зарабатывала в последствии уроками танцев.
Другое дело личность еще одной знаменитой балерины той поры — Анны Павловой: не столь скандальная и капризная (конечно, относительно в целом очень претенциозного мира изящных и высокомерных красавиц танцевальной сцены), куда более утонченная и сыгравшая множество партий именно в классических балетах.
Однако лично для меня ее имя навсегда будет связано с одним из самых величайших явлений в истории мирового искусства, которому суждено было полностью изменить облик эпохи и стать одним из источников вдохновения для развития самого последнего «большого» стиля в декоративном искусстве — блистательного Ар Деко... Конечно речь идет о знаменитых «Русских сезонах» Дягилева.
Это событие было настолько эпохальным для истории отечественного балета — его пиком, абсолютным расцветом, - что ему на выставке посвящена отдельная экспозиция. На ней благодаря сохранившимся архивным видеоматериалам, фотографиям Альфреда Эберлинга, плакатам Ж. Кокто и В.А.Серова (у последнего как раз запечатлена Анна Павлова) оживает дух прекрасной эпохи, наполненный музыкальной феерией и чарующей легкостью прекрасного танца...
Его ощущаешь почти физически, то снова восхищаясь красотой и роскошью декоративного искусства костюмов, то изучая тонкие и кропотливые наброски декораций и эскизы образов...
То украдкой заглядывая в маленькую комнату-будуар, на стенах которой развешены старинные, и надо сказать довольно откровенные, фотографии знаменитых балерин рубежа 19-20 века работы Эберлинга, а в углу на крючках — кружевное белье: чулки, нижние юбки — хрупкие мелочи из повседневной жизни балетных нимф...
Но вот выставка совершает поворот, и за ним зритель погружается в совершенно иной мир — мир, в котором для балета, как и для всего, что так или иначе было связано с красотой, было ее воплощением, уже не было места...Отечественная история совершила крутой и трагический виток, а вместе с ней в бездну кануло все, что создавалось долгие годы и многими поколениями, в том числе даже, казалось бы такой неотъемлемый и безобидный элемент русской культуры, как балет...
Почему-то нашим соотечественникам свойственно негативно относиться к достижениям или ошибкам отечественной истории: каждый у нас считает себя вправе оценивать и критиковать историю родной страны, словно бы он не является частью этой самой страны, словно не участвует в этой самой истории, а является лишь зрителем — наблюдателем...
Критиковать же легко, как и разрушать, а вот создавать что-то, что способно в раз выйти на один уровень с достижениями художественного гения бесчисленного поколения выдающихся людей куда как сложнее.
Чтобы осознать эту простую истину, достаточно лишь взглянуть на грубый минимализм первых эскизов новоявленных балетных «гениев» молодого советского государства, на портреты несколько мужеподобных «балерин» той поры, или на убожество знаменитого танца «Яблочко» - да, для народных танцев — может и достижение, но для балета... - это катастрофа...
И хотя выставка «Первая позиция. Русский балет» достаточно объективно, не предвзято рассказывает о всех этапах в истории балета, именно об этом конкретном этапе мне писать почему-то совершенно не хочется.
К счастью, он оказался кратковременным: постепенно то ли из-за извечного стремления человеческой души к прекрасному, то ли из-за того, что разум таки взял верх над ограниченностью революционных фанатиков, то ли из-за ужасающей встряски отечественной войны, но так или иначе, классический балет уже в конце 1940-х годов постепенно начинает восстанавливаться.
Снова появляются классические постановки, и хотя декорации и костюмы еще несут на себе отпечаток извечного советского минимализма и презрения к декоративности, в плане пластики, движений, танца, и, конечно, музыки русский балет почти полностью возрождается в былом великолепии. Появляются новые нимфы и прекрасные царевны— изящные, хрупкие, волшебные создания, наделенные необыкновенной силой и грацией, оживающие на сцене благодаря Галине Улановой, и великолепной Майе Плисецкой...
Историческая ретроспектива заканчивается портретами современных артистов балета — с ними связываются надежды на лучшее и ожидания нового блистательного расцвета. Однако на этом сама выставка не заканчивается — ведь в мире балета еще столько всего интересного.
Например: вы когда-нибудь присутствовали на репетиции, на тренировке танцоров балетной школы? Если нет, то можете понаблюдать в отдельном зале — трансляция на больших экранах, которые чередуются с зеркалами, создает у зрителя невероятный эффект присутствия.
А задумывались ли вы насколько сложными с анатомической точки зрения являются движения танцоров? Что ж, и об этом также можно подробно узнать в отдельном зале — на интерактивной экспозиции подробно рассказывается какие мышцы задействованы в том или ином движении, какую нагрузку они испытывают, что происходит с человеческим телом в это время — настоящая «анатомия балета».
Или огромное панно, на котором представлены самые важные и самые интересные факты из балета: для меня (к моему стыду), например, открытием стало то, что «балеринами» называют только солисток — исполнительниц главных ролей..., мужская же «версия» в данном случае звучит как «премьер».
Отдельная экспозиция посвящена самому любимому отечественному балету - «Лебединому озеру»: здесь не только можно узнать занимательные факты из жизни П.И. Чайковского, увидеть несколько его личных вещей, одну из первых афиш к балету и фотографии балерин, впервые исполнявших это произведение на сцене, но и одновременно на нескольких экранах наблюдать сразу несколько воплощений знаменитой постановки: от традиционных классических до пугающих и совершенно обескураживающих «достижений» современных творческих «гениев»...
Казалось бы, на этом все — выставка получилась впечатляющей: легко и просто, доступно и интересно она рассказывает о самом волшебном явлении в мире отечественной культуры. При этом каждому посетителю не просто дается возможность изучить мир балета изнутри, но почувствовать его ауру — пусть и не надолго, но стать его частью, проникнуться его доброй, живительной магией...Что еще можно сказать? Чем еще можно удивить? Ведь о балете вроде бы уже сказано все?
Но нет, кое-что осталось без внимания: дело в том, что на этой замечательной выставке была еще одна экспозиция, посещение которой для любой представительницы прекрасной половины человечества (хотя с учетом современных реалий — и для некоторых «представителей») - отдельный вид удовольствия. Это так называемый «Костюмерный цех». Но поскольку эта статья итак уже получилась довольно большой, а экспозиция, как и все на этой выставке, была просто замечательной, мне кажется, вполне правомерным посвятить ей отдельную статью.
Пока же я прощаюсь и очень надеюсь, что мой, получившийся опять почему-то несколько эмоциональным, обзор выставки «Первая позиция. Русский балет» не очень вас утомил. Безусловно я рекомендую эту выставку к посещению — таких явлений крайне мало в современной художественной жизни нашей страны, а с учетом политических и международных реалий в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
Так почему бы не воспользоваться шансом прикоснуться к чему-то светлому и прекрасному, чтобы хоть на миг погрузиться в совершенно особенный мир легкой, изящной, капризной и высокомерной, но все-таки восхитительной и волшебной красоты.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Еще о балете:
Лебединое озеро на берегу Финского залива