Редко о какой выставке хочется писать дважды, но «Первая позиция. Русский балет» - это как раз тот случай, когда в рамках одной статьи всего не расскажешь. В чем причина? Казалось бы, все подробно описано в первой части: о чем выставка, чем она так привлекает и какие впечатления оставляет, и конечно, какие экспонаты на ней самые-самые...или нет?
Как по мне, так с самыми-самыми экспонатами как раз и вышла проблема. Дело в том, что на выставке представлено такое количество разных исторических и художественных предметов, что в пору открывать отдельный музей. Вот только лично для меня особый интерес представляют те из них, которые относятся к миру моего любимого декоративного искусства. В данном случае это многогранное и прекрасное направление человеческого творчества представлено в виде театральных костюмов...
«Балетная мода» — совершенно особое направление, но не менее прекрасное и удивительное, чем любое другое: как можно заметить на выставке, здесь тоже есть своя история, взлеты и падения, сложная декоративность и ограниченный минимализм.
Поначалу, когда только начинаешь изучать выставку, экспонаты-костюмы встречаются крайне редко, лишь как одиночные мазки на общем полотне, призванные подчеркнуть те или иные особенности исторических перипетий балетной жизни, создать общую атмосферу.
Но потом, они постепенно выходят на первый план. Само собой, что происходит это в тот момент, когда выставка погружает нас в самый выдающийся этап в истории отечественного балета — знаменитые «Русские сезоны» Дягилева...
Почти все балетные костюмы, представленные на этой экспозиции — современная реконструкция, но разве от этого они становятся менее прекрасными...
Вот например фееричная «Жар-птица» - яркая, радостная, наполненная огненной жизнью... Ее золотое сияние на мгновение ослепляет — кажется почти непостижимым, что в этом невероятно сложном наряде можно было не только двигаться, но и выполнять сложные балетные фуэте...
Особенно удивляет внимание к деталям: сейчас мы привыкли видеть в балете более простые костюмы, но в тех исторических реалиях абстрактность и минимализм еще не были так популярны — бал правила красота, трагедия мировых войн была впереди...А потому каждый штрих, каждый элемент сложного орнамента позолоченного металлического кружева и каждое изящное невесомое перышко воплощало собой нечто прекрасное — было элементом сложной симфонии из музыки, танца и красоты...
Когда видишь нечто подобное загадка популярности «Русских сезонов», феномен их культурного влияние на дальнейшую историю декоративного искусства, моду, дизайн, уже не кажется такой уж сложной...
В этой же исторической реальности представлен, пожалуй, и самый прекрасный, самый изящный и волшебный экспонат выставки — материальное воплощение легкой и волнующей магии балета. Это реконструкция костюма знаменитой Анны Павловой для танцевального номера «Умирающий лебедь»...
В чем его притягательность? Почему при виде именно этого наряда возникает какое-то щемящее чувство бесконечной грусти и одновременно перехватывает дыхание от столь нежной и хрупкой красоты?
Может быть опять ответ кроется в деталях: белоснежные лебединые перья создают эффект жизни, легкости и воздушности, подобно сложному орнаменту обрамляя кроваво-красный рубин, в котором, кажется, сконцентрировалась сама жизнь... Непостижимо даже представить какой эффект такой наряд производил на публику в сочетании с красотой музыки и хрупким изяществом танца знаменитой балерины...
К счастью выставка, как я уже говорила в первой статье, объективна и беспристрастна. Поэтому, подобно тому как на исторической сцене радостную и прекрасную сказку «Русских сезонов» сменила трагическая эпоха мировых войн, на выставке ее с тем же равнодушие сменяет эпоха ограниченности и грубого минимализма, которыми отличалась «культурная» жизнь молодого советского государства.
О том, насколько обескураживающим и болезненным видится мне этот краткий этап в истории отечественного балета, я уже говорила в предыдущей статье. Применительно к костюмам здесь тоже вряд ли можно сказать что-то новое: скучно, грубо, дешево, некрасиво...
Возникает стойкое ощущение, что балет в 1920-30е годы существовал исключительно лишь как некая форма художественной самодеятельности — костюмы похожи на опусы любительских постановок, а совсем не на то, что должно блистать на сцене больших театров и быть элементом прекрасного искусства.
Конечно, во всем виноваты исторические реалии — ну о каком балете можно говорить в голодной стране, погрязшей в вакханалии революционных войн и террора?
К счастью вскоре на смену этой трагичной эпохе приходит новая — более мирная, в которой снова оживают старые традиции и стремления к прекрасному пусть и в несколько усеченном виде: в частности, как бы не были прекрасны более поздние, даже современные балетные костюмы, такого внимания к деталям, такой сложной декоративности и тонкой работы как в костюмах дореволюционной эпохи мы в них больше не увидим.
Особенно остро это ощущается на отдельной экспозиции, посвященной исключительно истории балетного костюма — целый зал, в котором оживают самые яркие моменты или даже отдельные маленькие сюжеты из истории балета - «Костюмерный цех»...
Здесь не только можно узнать о том, что у костюмерного балетного искусства своя, совершенно особая история, которая началась лишь в эпоху Александра II – в 1874 году, когда при Дирекции Императорских театров специальным указом были созданы художественные мастерские — место, где в дальнейшем будут создаваться декорации и костюмы, - но и увидеть, прочувствовать эту самую историю...
И знаете что лично мне показалось в ней интересным? Советский этап — период с 1950-хгг по 1990г. Почему? Потому что я была поражена тем, насколько двояким был облик отечественного балета в эту эпоху, если смотреть на него через призму костюмов.
Так, с одной стороны продолжает весьма успешно существовать безликость и убогость, свойственная костюмам, которые, видимо, использовались для постановок, рассчитанных на массового зрителя — простого обывателя, не слишком искушенного в вопросах красоты и искусства.
А с другой — есть целая коллекция, созданная для классических постановок, проходивших в то же время, но, видимо, доступных только для избранных. Самыми показательными, конечно, в этом отношении являются наряды, изготовленные для великолепной М.Плисецкой: только вдумайтесь, платье для балета Анна Каренина сшито не где-нибудь, а в Париже, в ателье П.Кардена, и это — в 1972 году.
Да что говорить про 1970-е годы, если уже в 1956 году для исполнения роли Одетты в балете «Лебединое озеро» все для той же Майи Плисецкой было создано нечто почти столь же прекрасное как представленный выше сказочный белоснежный наряд Анны Павловой...
И тут же в двух шагах, в соседней витрине — нечто бесформенное и некрасивое, но почему-то призванное воплотить образ феи в балете «Спящая красавица» (1987г.) и, не больше не меньше, - принца в балете «Золушка» образца 1960-х годов....
О том, что эти последние выглядят крайне ущербно на фоне костюмов простых охотников из спектакля «Спящая красавица» 1890-х годов и говорить не приходится, но вот почему они явно проигрывают другим нарядам своей же эпохи — для меня, честно, не совсем понятно...
Наверное, в советских реалиях даже балет не мог оставаться в стороне от политики партии и правительства, которая, как известно, отличалась особой избирательностью особенно применительно к такому изменчивому и непредсказуемому миру искусства. И именно балету, да и театру суждено было стать живым воплощением тех самых потемкинских деревень, которые являются неотъемлемой частью любой исторической реальности применительно к нашей стране.
Только в советские годы такие потемкинские деревни создавались исключительно для услады глаз иностранцев, а ведь русский балет — один из самых востребованных символов отечественной культуры в западном мире. Настолько, что даже в советскую эпоху ему нет-нет да и дозволялось пересекать железный занавес.
Сможет ли он остаться таким же исключительным примером и в современных пугающих реалиях — покажет время, пока все относительно грустно и печально: постановки и гастроли отменяются, контракты с артистами разрываются, а ценник на отечественные спектакли становится непомерно завышенным — надо же как-то компенсировать привычные доходы, которые ранее обеспечивали западные зрители.
Грустно, но если так пойдет и дальше, то в скором времени такие выставки как «Первая позиция. Русский балет» могут остаться единственной возможностью для большинства соотечественников прикоснуться к миру прекрасного, великолепного, капризного и волшебного мира русского балета.
Будем надеяться, что столь печальные прогнозы не оправдаются, а пока давайте сохранять оптимизм и использовать каждую, даже самую скромную возможность, прикоснуться к чему-то доброму и красивому.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Еще статьи на тему: