Режиссер А. Зархи, киностудия «Мосфильм», 1967 год. Анна - Т. Самойлова, Вронский - В. Лановой, Каренин - Н. Гриценко.
Речь пойдет более о героях романа Л. Н. Толстого, но поскольку экранизацию А. Зархи я считаю лучшей, буду опираться на кадры из этого фильма.
Анна пыталась сочетать несочетаемое - она хотела быть свободной от общества, иметь право самой выбирать кого любить, но при этом продолжать быть принятой этим же самым обществом. Естественно, что ничего у нее в этом плане не получилось.
Не скажу, что все общество сразу дружно отвернулось от Карениной. Внебрачные связи были негласно приняты высшим светом, почти одобряемы, если не шли вразрез с тем, что допускалось и не сопровождались скандалами.
Согласно негласным правилам женщина могла иметь любовника, если этому нет прямых доказательств. Все знали, но никто ничего не говорил вслух. А если бы сказал, то даже сам любовник мог вступиться за якобы оскорбленную даму и вызвать на дуэль обидчика.
Вронский изначально предполагал именно такую связь с Анной. Но, будучи человеком порядочным, позже принял ее условия потому, что любил эту женщину.
Бетси Тверская очень даже помогала Анне пока ее связь с Вронским носила скрытый характер. Княгиня симпатизировала Карениной и всячески намекала ей, как следует себя вести, приводя пример Лизы Меркаловой. Последняя умело носила маску «неведающего ребенка» и прекрасно себя чувствовала, открыто проводя время в обществе Свияжского.
В этом триумвирате все были, если не довольны, то спокойны. Но Анну такое положение не устраивало, при этом она сама не понимала, чего именно хочет. Вот тут выскажу предположение о том, что Анна была не очень умна.
Страсть страстью, но хотя бы понимать, чего ты ждешь от своего романа в перспективе, следовало.
Анна умела успокоить Долли и примирить ее со своим братом Стивой, но разобраться с собой и своими желаниями не могла и не хотела.
Большинство поступков Карениной совершались «в порыве», то есть, она сначала делала, потом думала, да и то не всегда.
Сначала Анна Аркадьевна объявляет мужу о том, что изменила ему с Вронским и беременна от любовника. В это время ей кажется, что какой-то узел разрублен, и она свободна от ненужных обязательств.
Естественно, никакой свободы не последовало потому, что для этого требовался развод.
Каренин даже в сильном смятении чувств поступил разумно, дав своей супруге относительную свободу - он письменно объявляет ей, что требует лишь соблюдения приличий.
Казалось бы, все складывается так, что хотя бы время для обдумывания своего положения и дальнейших действий у Анны было. Но ей и это не понравилось, она нарушила правило и пригласила Вронского в свой дом только за тем, чтобы рассказать ему о своем сне.
Повод, конечно, стоящий. Я еще планирую статью о том, кого любила Анна.
После родов жены Каренин совершает еще один благородный поступок - он дает согласие на развод с тем чтобы она могла заключить брак. То есть, вину со всеми постыдными обстоятельствами процесса Каренин брал на себя и даже сына отдавал жене.
Опять не так - Анну не устраивает благородство мужа, она отказывается от развода и едет с Вронским в Италию в качестве его любовницы.
Разумеется, вернуться в общество в прежнем виде после развода было бы сложно, но возможно, но эту спасительную нить Каренина обрубила сама.
Вернувшись из Италии, она будет снова хлопотать о разводе и пытаться вернуть себе свое прежнее положение в свете. По понятным причинам все это уже было обречено на провал.
Прежнего положения не могло быть по определению. Скандально оставив мужа, Анна перешла в категорию падшей женщины и стала изгоем.
История и литература знает много примеров супружеской неверности дам высшего света. Все это могло обсуждаться, но не осуждаться, если не было скандала. Анна сама поставила себя вне правил.
Когда-то появление Карениной в театре казалось мне дерзким и смелым, сегодня я вижу в этом поступке только глупость.