Вообще к христианам славяне-язычники относились довольно терпимо, считая вопрос вероисповедания личным делом человека, но конфликты между язычниками и христианами всё равно время от времени происходили, как, например, в 983 году, когда верховному богу Перуну решили принести человеческую жертву и жребий пал на юношу Иоанна, христианина по вероисповеданию. Его отец Фёдор не отдал своего сына на расправу язычникам, за что они оба были растерзаны толпой, которая, сама того не желая, приблизила князя Владимира к принятию христианства и последующему крещению всей Руси, а в память о Фёдоре и Иоанне князь Владимир построил первую каменную церковь на Руси, получившую имя Десятинной.
Строительство каменной христианской церкви в только что крестившемся Киеве было делом нелёгким и в первую очередь в финансовом плане, простые горожане тратиться на неё не собирались, а княжеские дружинники были не настолько богаты, чтобы потянуть это дело самостоятельно, поэтому князь Владимир отдал на строительство первой христианской церкви в Киеве десятую часть своих доходов, за что церковь в честь Успения Богородицы и получила название Десятинной. В отличие от многих других христианских церквей на Руси, в том числе Ильинской, построенной ещё Аскольдом и Диром в 866 году, Десятинная церковь сразу строилась в камне, а так как своих каменщиков на Руси ещё не было, то возводили церковь византийские зодчие, попутно обучая на рабочем месте русских мастеров.
Первая Десятинная церковь получилась на славу, не случайно именно она приняла от Ильинской церкви звание кафедрального собора христианского Киева и оставалась им до 1037 года, когда был освящён Софийский собор. Десятинная церковь была построена по типичной для Византии и ставшей обычной в домонгольской Руси технологии, её сложили из плинф - тонких обожжённых кирпичей прямоугольной формы, скреплённых между собой цементным раствором. Снаружи и изнутри Десятинная церковь была богато украшена, снаружи на специальных постаментах стояли бронзовые кони, вывезенные князем Владимиром из Херсонеса, а изнутри она была богато украшена мрамором, за что получила имя Мраморной. Как и подобает кафедральному собору, в Десятинной церкви происходили наиболее важные в жизни государства и княжеской семьи церемонии, в ней же хранились и святыни: мощи папы римского Климента, мучеников Фёдора и Иоанна, в ней же упокоились жена князя Владимира византийская царевна Анна, княгиня Ольга, чей прах перенесли из Вышгорода, сам князь Владимир и его сын Ярослав Мудрый. Даже после переноса кафедры в Софийский собор Десятинная церковь сохраняла своё значение для киевлян, так было и в 1240 году, когда Киев штурмовали монголы и именно Десятинная церковь стала последним оплотом обороняющихся, дравшихся с такой яростью, что по приказу хана Батыя против неё был применён весь арсенал осадных орудий монгольской армии и в результате стены Десятинной церкви рухнули и похоронили под собой всех, кто защищал её и искал в ней убежища.
Почти 400 лет Десятинная церковь простояла в руинах, пока в 1630-х годах митрополит Киевский Пётр не приказал отстроить её заново, но возможности его были ограниченны, вторая Десятинная церковь получилась втрое меньше первой, к тому же её не получилось построить в камне целиком, пришлось довольствоваться смешанной деревянно-каменной конструкцией, причем при строительстве активно применялись кирпичи из руин первой Десятинной церкви. Вторая Десятинная церковь получилась много хуже первой, тем не менее она простояла, медленно разрушаясь, до 1828 года.
В 1824 году митрополит Киевский Евгений благословил археологические раскопки на месте Десятинной церкви, во время которых было найдено много ценных артефактов, а в 1828 году было начато строительство третьей Десятинной церкви. Новая церковь, освященная в 1842 году, была построенна в русско-византийском стиле и была абсолютно не похожа на своих предшествениц, только несколько чудом сохранившихся икон поддерживали связь времен. В 1928 году во время антирелигиозной кампании в СССР Десятинная церковь была разрушенна и более не восстанавливалась.