Советские и российские фильмы шесть раз получали премию "Оскар" в разных номинациях. В категории "Лучший фильм на иностранном языке" побеждали "Война и мир" Сергея Бондарчука и "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова, а также "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова.
В преддверии очередного вручения "Оскаров" вспоминаем о фильмах-лауреатах и их создателях.
Кто выбирает номинантов
Премия "Оскар", которая ежегодно вручается Американской академией кинематографических искусств и наук, считается одной из самых престижных профессиональных наград в мире. Претендентов (не более четырех-пяти) в номинации "Лучший иностранный художественный фильм" (до 2019 года она называлась "Лучший фильм на иностранном языке") академики отбирают из списка картин, предложенных национальными оскаровскими комитетами, примерно за месяц до церемонии. В остальных категориях выдвижение номинантов происходит в рамках самой академии.
"Разгром немецких войск под Москвой" (1943)
Первым советским обладателем "Оскара" стала документальная кинолента "Разгром немецких войск под Москвой". Фильм об обороне столицы СССР и контрнаступлении Красной Армии снимали 15 фронтовых операторов и два режиссера - Леонид Варламов и Илья Копалин. Монтировали материал днем и ночью, а иногда и во время воздушных атак. Работа шла с октября 1941 по январь 1942 года. В 1943-м "Разгром немецких войск под Москвой" стал одним из четырех лауреатов премии Американской киноакадемии в категории "Лучший документальный фильм". Ее получили также две американские и австралийская ленты, посвященные Второй мировой войне.
"Война и мир" (1969)
Киноэпопея Сергея Бондарчука "Война и мир", снятая по роману Льва Толстого, в 1969 году стала первым советским победителем в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Съемкам, которые проходили в 1961-1967 годах, предшествовали два обстоятельства: приближающееся 150-летие Бородинской битвы и выход на экраны СССР в 1959 году голливудской версии "Войны и мира". Фильм Кинга Видора, хоть и был весьма далек от литературного первоисточника, но имел большой зрительский успех. Поэтому советские киноначальники и задумались об экранизации классического романа.
В оскаровской гонке у картины Бондарчука были сильные конкуренты: венгерский фильм "Мальчишки с улицы Пала" режиссера Золтан Фабри, чехословацкий "Бал пожарных" Милоша Формана, итальянская "Девушка с пистолетом" (в советском прокате "Не промахнись, Ассунта!") Марио Моничелли и французская лента "Украденные поцелуи" Франсуа Трюффо.
На церемонии вручения "Оскара" 14 апреля 1969 года сам режиссер не присутствовал, почетную статуэтку получила Людмила Савельева, исполнительница роли Наташи Ростовой.
"Дерсу Узала" (1976)
Еще один лауреат "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" - советско-японский "Дерсу Узала". Акира Куросава снимал картину по мотивам произведений известного путешественника, ученого и писателя Владимира Арсеньева на "Мосфильме". Редкая в те времена копродукция была выдвинута на премию от Советского Союза (у Японии был свой номинант - "Тоска по родине", которую поставил Кэй Кумаи). Также на награду Американской киноакадемии претендовали польская "Земля обетованная" Анджея Вайды, мексиканский фильм "События на руднике Марусиа" Мигеля Литтина и итальянский "Запах женщины" Дино Ризи.
Ни Куросава, ни исполнители главных ролей на церемонию, которая состоялась 29 марта 1976 года, не приехали. Одну статуэтку вручили японскому продюсеру Ёити Мацуэ, вторую - Георгию Данелии, приехавшему в США, чтобы представить свою новую картину "Афоня".
"Москва слезам не верит" (1981)
Третий советский лауреат "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" - "Москва слезам не верит". Мелодрама Владимира Меньшова пользовалась огромной популярностью у зрителей, но в кинематографической среде отношение к ней было совсем другое. Советское киноначальство отказалось отправлять режиссера на церемонию в Лос-Анджелес, ссылаясь на то, что у него нет шансов на победу. Действительно, конкуренты у советской ленты были сильные: венгерская картина "Доверие" Иштвана Сабо, японская "Тень воина" уже оскароносного Акиры Куросавы, французский фильм "Последнее метро" Франсуа Трюффо и испанская лента "Гнездо" Хайме де Арминьяна.
На церемонии 31 марта 1981 года никого из создателей "Москвы…" не было, и на сцену зала Dorothy Chandler Pavilion за статуэткой поднялся атташе по культуре советского посольства в США.
"Утомленные солнцем" (1995)
"Утомленные солнцем" Никиты Михалкова - пока единственная российская картина, получившая премию Американской киноакадемии в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Она соревновалась с македонским фильмом "Перед дождем" режиссера Милчо Манчевски, тайваньским "Ешь, пей, мужчина, женщина" Энга Ли, бельгийской лентой "Фаринелли-кастрат" Жерара Корбьо, кубинской "Клубникой и шоколадом", которую сняли Томас Гутьеррес Алеа и Хуан Карлос Табио.
Получив премию на церемонии 27 марта 1995 года, Михалков прежде всего поблагодарил свою съемочную группу. Первым он назвал сценариста Рустама Ибрагимбекова, который в тот вечер тоже находился в концертном зале Shrine Auditorium. Творческое сотрудничество Михалкова с кинодраматургом, ушедшим из жизни год назад, продолжалось много лет. Свой дипломный фильм он снял по сценарию Ибрагимбекова, потом были другие совместные работы, отмеченные престижными наградами.
"Старик и море" (2000)
"Старик и море" Александра Петрова - единственный отечественный лауреат в номинации "Лучший анимационный короткометражный фильм". Над мультфильмом по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя режиссер работал два с половиной года. За это время он сделал 29 тысяч рисунков в технике "ожившей живописи" - очень медленно сохнущими масляными красками на подсвеченном матовом стекле. Причем при работе художник пользовался не только кисточкой, но и кончиками пальцев. На премию "Оскар" номинировались и другие мультфильмы Петрова: "Корова" (1990), "Русалка" (1998) и "Моя любовь" (2008).
Оскар-2023
95-я церемония вручения наград Американской киноакадемии пройдет в лос-анджелесском театре Dolby 12 марта (по московскому времени в ночь на 13 марта. Красная дорожка церемонии стартует в 01:00, а само вручение - в 03:00).
В номинации "Лучший короткометражный документальный фильм" на премию впервые претендует картина российских режиссеров - "Выход" Максима и Евгении Арбугаевых. После первого показа в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля в 2022 году фильм получил несколько наград. За "Оскар" он соревнуется с индийской картиной "Заклинатели слонов" и американскими лентами "Как измеряется год?", "Эффект Марты Митчелл" и "Незнакомец у ворот".
Для Максима это четвертый фильм, за свой дебют "Генезис 2.0" он получил спецприз жюри кинофестиваля "Санденс". Для его сестры Евгении "Выход" стал первой кинокартиной.
Лола Мусаева