Найти тему
sevprostor

Что-то мало показываю нищих: какими были батраки сто лет назад (на фото бывший батрак, кстати)

В последнее время, публикуя старинные фотографии, я как-то больше делаю упор на зажиточных людях. Может потому, что они больше фотографировались в фотосалонах, может потому, что на Русском Севере в принципе было не так много откровенной нищеты, чтобы она бросалась в глаза; как бы то ни было, нищих в последнее время почти не показывала. Да даже редкие фото батраков, которых фотографировали на севере, и то какие-то довольно приличные.

Батрак. Олонецкий р-он (Олонецкий уезд). 1899 г.
Батрак. Олонецкий р-он (Олонецкий уезд). 1899 г.

Хотя, это не означает, что северяне не батрачили.

"Недостаток и истощенность пашни, плохая обработка пашни, необходимость прокормить семью гонит карела из так любимого им домашнего крова на всякого рода промыслы; дом и хозяйство в его отсутствие тогда постепенно падают, сам же обращается в вечного батрака. Несмотря на все свое трудолюбие, настойчивость, разностороннюю способность, карел не может выйти из трудовой доли и нужды: он не прочь и с успехом занимается ремеслами – он хороший кузнец, выделывает разные хозяйственные вещи из добытых им железных руд, он также хороший плотник, столяр (известные в Поморье судостроители подужемцы), он и мельник и купец – мелкий разносчик и пр. К сожалению, в настоящем все эти подсобные промыслы значительно упали".
Источник: В–ов Ан. Нужды Карелии // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1913. № 3.


Вот, даже любопытный факт. Полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов был выходцем из обыкновенной рыбацкой семьи (родился он, кстати, не на севере, а на берегу Азовского моря). Семья жила достаточно бедно, отец часто пил и мог подолгу не появляться дома. По этой причине о получении образования Георгий мог лишь мечтать. В один момент он даже вынужден был стать батраком у зажиточного казака, работая у него дома за еду.

Лишь в 1891 году в возрасте 14 лет Георгий Седов поступил в церковно-приходскую школу, а потом добился уже высот, позволяющих отправиться в арктические экспедиции, включая экспедицию к Северному полюсу.

-2

И все-таки надо исправиться и показать настоящих батраков, чтобы не было однобокости. Да и в любом случае, раз уж собралась небольшая фотоподборка батраков, почему бы их не показать.

Ужин батраков. "Российский этнографический музей"
Ужин батраков. "Российский этнографический музей"
Батраки села Шункар, первыми получившие землю по реформе о переделе земельных и пахотных угодий. "Государственный центральный музей современной истории России"
Батраки села Шункар, первыми получившие землю по реформе о переделе земельных и пахотных угодий. "Государственный центральный музей современной истории России"
Батраки-активисты на курсах низового актива, 1929 г. "Национальный музей Республики Татарстан"
Батраки-активисты на курсах низового актива, 1929 г. "Национальный музей Республики Татарстан"

Прогнозирую комментарии, что на парне современные джинсы :)

Батрак 1926-1927 гг. "Российский этнографический музей"
Батрак 1926-1927 гг. "Российский этнографический музей"
Волжские батраки. "Государственный исторический музей"
Волжские батраки. "Государственный исторический музей"
 Щенников Клавдий Васильевич. Тип батрака. Казахи. 1909 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Щенников Клавдий Васильевич. Тип батрака. Казахи. 1909 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
Дейнега Василий Лазаревич, крестьянин села Варварки, батрак герцога Мекленбург-Стрелецкого. 1913-1914 гг. "Государственный исторический музей"
Дейнега Василий Лазаревич, крестьянин села Варварки, батрак герцога Мекленбург-Стрелецкого. 1913-1914 гг. "Государственный исторический музей"
Бродячие батраки на привале. "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"
Бродячие батраки на привале. "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Я думаю, это как раз был по сути самый нищий слой населения, которому совершенно нет других путей, кроме как работать на хозяина, потому что своей земли нет. Нередко, кстати, сами же крестьяне ее продавали в периоды голода, чтобы выжить. А потом из-за этого оказывались в пожизненной кабале, ведь самостоятельно себя прокормить они уже не могли: земли-то у них нет и неоткуда ее взять. Также это могли быть бывшие ссыльные или люди, которым в принципе по разным причинам не досталась земля (например, бобыли, а ведь бобыли это как раз безземельные крестьяне) и нет иных возможностей заработка.