Продолжаю цикл статей о том, что бесит стоматолога, и первые две вы найдете в самом конце. Напоминаю, что этот материал не призван кого-либо задеть или обидеть, а наоборот – вызвать улыбку.
Уверена, в вашей работе (особенно если вы работаете с людьми) тоже есть моменты, которые на первый взгляд безобидные, но при частом повторении заставляют дергаться глаз. Как говорится, кто с людьми работал – тот в цирке не смеется.
Что ж, поехали.
«Все врут!»
Очень простая истина от доктора Хауса будет актуальна во все времена. Особенно важно быть честным на приеме у врача, потому что от этого зависит здоровье, а иногда и жизнь пациента.
По своей специальности я тоже сталкиваюсь с тем, что пациенты о чем-то недоговаривают. Например, у меня как-то была пожилая женщина на приеме, которая в анкете о здоровье отметила, что аллергии у нее ни на что нет и не было. На мой конкретный вопрос об аллергических реакциях она ответила, что у нее все в порядке.
Начинаем делать анестезию. Перед уколом мы мажем «вареньем» слизистую, чтобы анестезия была менее болезненной. А «варенье» было на основе лидокаина, на который ... (снова барабанная дробь)... у пациентки была аллергия (крапивница). И, оказывается, когда-то у нее был отек Квинке на апельсины.
Пациентке тут же была оказана необходимая помощь (благо, ничего страшного не произошло). Все выдохнули с облегчением, а у меня прибавилось седых волос.
Или вот еще пример. Совсем недавно у меня была пациентка, у которой подскочило давление, и в целом она чувствовала себя плохо. Начинаем выяснять анамнез, оказывается, да, проблемы с давлением есть, и уже давно. Пациентка следит за ним время от времени, таблетки пьет нерегулярно. Спрашиваю: «У кардиолога наблюдаетесь?». Пациентка утвердительно кивает головой, мол, да, как я могла засомневаться. А на вопрос, когда она была последний раз у врача, ответила, что несколько лет назад.
Остальные примеры из практики более безобидные, и в основном касаются несоблюдения рекомендаций. Самое частое утверждение: «Я же чищу зубы!», а при осмотре зубы все в налете, а десны воспаленные (и это после обучения технике чистки и подбора нужных средств и режима чистки зубов).
«Я вам покажу»
Еще момент, который заставляет многих стоматологов глубоко вдохнуть и выдохнуть, чтобы успокоиться, – это желание пациента показать наглядно, что его беспокоит с помощью пальцев. Когда пациент чуть ли не всю кисть засовывает себе в рот, чтобы указать на проблемный зуб.
Почему этого делать не надо? Во-первых, чаще всего пациенты, придя на прием, руки не моют, а нас еще в детстве учили, что грязные руки в рот тащить не надо. Во-вторых, стоматологу за руками пациента просто-напросто ничего не видно.
И фраза: «Болит где-то слева вверху, сзади» будет наилучшим навигатором для доктора.
«А вот у соседа...»
Мы все разные, и ситуации во рту тоже разные. План лечения или протезирования составляется индивидуально для каждого пациента с учетом состояния его зубов, десен, прикуса, пожеланий и финансовых возможностей. И если вашему соседу/маме/папе/троюродной сестре поставили съемные протезы, то это не значит, что вас ждет то же самое.
Или если, например, у кого-то из знакомых или даже родных в 70 лет все свои зубы, то даже если вы будете вести точно такой же образ жизни и питания, у вас не будет той же ситуации. Почему? Думаю, найдете ответ в этой и этой статьях.
И первые две части, как обещала: