Часть этих картинок известна, а часть удивит.
Июнь 1509 года; едва получивший престол Англии Генрих VIII женится на вдове умершего брата. Та – дочь Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского по имени Каталина (в Англии ее зовут Екатерина). Генриху 18, Екатерине Арагонской 24 года. Лет 5 он гадал, ввязываться или нет в этот брак; отказался было, потом решился. Екатерина счастлива. Она скорее мила, чем красива, но юному мужу нравится. Такими они сыграли свадьбу.
… Екатерина живет с королем 16 лет. У нее было несколько выкидышей, а на выходе - единственная дочь Мария. Вот как королева выглядит в 1525-м; скоро Генрих затеет скандальный развод.
1533 год. Арагонскую рядом с королем сменяет энергичная Анна Болейн. Ей 32, она долго ждала своего часа, наконец получила Генриха и корону. Смуглая, тощая, нервная, новая королева умеет очаровать, в меру остра на язык, знает, как сцепиться с мужем, чтобы потом сладко помириться. Таким достается ей 42-летний Генрих: размордевшим, страдающим импотенцией. Анна тоже не ягодка; это ее подлинный портрет кисти неизвестного мастера.
Май 1536 года. На другой день после казни Болейн Генрих обручается с Джейн Сеймур 27 лет от роду. Та совсем не хороша собой; Ганс Гольбейн-младший, придворный живописец, даже не пытается придать ей товарный вид. Вот сразу две Джейн – ни одна не краше другой.
Зато у нее чудесный дар - добродушная невозмутимость, что позарез нужна Генриху, измотанному страстями прошлого брака. Джейн успокаивает его душу, убаюкивает совесть. Он видит ее красивой. Именно Сеймур король назовет любимой женой; надо думать, не только за долгожданного сына.
Джейн радует мужа 18 месяцев, потом умирает от родильной горячки. Генрих горюет недолго, он снова полон желаний. По Европе мотается с мольбертом и кистями маэстро Гольбейн, везет в Лондон портреты Кристины Миланской, Рене де Гиз, Марии Вандомской… Но как-то дамы не спешат в объятья монарха, что похоронил трех жен (Арагонская ушла в 1536-м). А, вот откликнулись в герцогстве Клевском; 23-летняя дочь герцога Анна, напели Генриху - копия Джейн Сеймур: спокойна, добродетельна. Гольбейн мчится к Клевским, пишет портрет Анны. Этот, широко известный?
Как знать, поскольку есть другой, и он впечатляет. Может, это его показали Генриху? Тут Анна красотка. Не зря, увидев немку на полотне, король размяк.
Дальше история известная: оригинал прибыл зимой 1540-го в Лондон, и Генрих испытал шок: «толстая фламандская кобыла»! Ты куда смотрел, Гольбейн? А как тому правдиво изображать Анну, когда рядом топтались Клевские? Гольбейну скандал не нужен. Да и на себя взгляните, ваше величество, вероятно подумал Ганс. Вы тоже давно не Адонис.
В общем, жениться пришлось, раз все уже заряжено; но с этой Анной через 7 месяцев развелись. То, что простилось Сеймур, с Клевской не прокатило; по слухам король с ней даже не спал. А она не промах, подружилась со своим бывшим; после развода навещали друг друга, обменивались рецептами блюд.
Июль 1540 года. Генрих расцвел; чаще улыбается, реже свирепеет. У себя в королевстве он нашел дивную «розу без шипов», 19-летнюю Кэтрин Говард; она добра, мила, весела, опытна в постели (49-летнему королю это на руку). Кэтрин, как прочие жены Генриха, внешностью не сражает, но ее живость и жизнелюбие стареющему деспоту по душе. Он влюблен, как мальчишка.
Чуть больше полутора лет Кэтрин ходит королевой; погорит на измене – в этот раз подлинной. Роман с пажом Калпепером стоит ей короны и головы. Что за судьба такая, хлюпает носом разжиревший как боров король: никто меня не любит, все мне изменяют! Генрих VIII упивается жалостью к себе.
Но негоже величеству долго хандрить: на горизонте маячит 30-летняя леди Кэтрин Парр, дважды вдова. Дама слышит лестное предложение Генриха – стать ему «утешением в старости». Попробуй откажи королю Англии. Судя по известному портрету, эта Кэтрин – самая красивая из жен Генриха.
Суровая добрячка Кэтрин по-матерински относится к детям Генриха – Марии, Елизавете, Эдуарду. Вряд ли ей часто приходится делить с королем ложе: в 1544-м Генрих сильно нездоров, выглядит ужасно. Вот гравюра Корнелия Мэтсью – таким достался Генрих своей третьей Екатерине.
По словам Дэвида Лоудза, гравюра сия изображает «фигуру печально-угрожающую, с лицом, которое… сравнивали с огромной картошкой». Это прижизненное изображение из серии «король был сущим ангелом, раз не велел казнить мазилу». Наверное, Генриху уже плевать на то, как выглядит.
Он протянет еще пару лет, в припадке паранойи чуть не отправит на плаху шестую жену, но вовремя умрет. Кэтрин после кончины короля неприлично скоро выскочит за Томаса Сеймура (брата Джейн), приютит у себя Елизавету, но в следующем 1548-м, родив дочь, умрет, как и Джейн, от родильной горячки.
Напоследок – моя любимая картинка по теме. Не уверена, что дзен позволит ее развернуть, но найдете в Сети по словам «как выглядели бы жены Генриха VIII, если б не вышли за него замуж». Там они все как одна - красавицы.
Автор – Марина Туманова
Душевное вам спасибо за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: