Мстислав затаился, больше не предпринимал попыток убрать с дороги младшего брата, но бдительности не ослабил. Не зря, ох не зря, именно в Юрие видел угрозу для будущего своих детей! Каждый шаг брата был ему известен, каждое слово. И чем больше узнавал о нем, тем больше снедала Мстислава тревога.
Вызвал Ярополка, заставил крест целовать на то, что даст он дорогу его детям. Чувствовал Мстислав, что век век его короток будет и в Киеве его самому править не долго. Отчего был уверен в том и сам не понимал, но спешил сделать так, как задумал.
А меж тем у Юрия рождались один за другим новые сыновья. Василий, Мстислав, словно в шутку названный Юрием именем брата, который пытался его убить, потом Ярослав, Святослав... Носила уже княгиня Суздальская еще одно дитя в своем чреве. Мстислав никак не мог понять, откуда взялась та неведомая женщина, где взял ее Юрий. Много толков ходило о ней, одно было верным - княгиня Елена была не из мест, где княжил Юрий. Поначалу ее в народе даже ведьмою звали, но спустя годы приняли, полюбили. Теперь все больше слухи распространялись, что княгиня та была одной из принцесс Византийских, тайно привезенной для Юрия. Мстислав не верил в это. Константинополь просто так своих принцесс не раздаривал! Если только...
И мысли уносили его в даль, заставляя придумывать все новые и новые, порой нелепые причины, которые могли все же подвигнуть Византию на такой хитрый шаг.
Предчувствия не обманули Мстислава. Шел седьмой год его княжения в Киеве, когда будучи на охоте, упал он с коня и сильно зашибся. Врачеватели колдовали над князем, однако ему становилось все хуже и хуже. Он чувствовал, как нутро его раздирает неведомый зверь, высасывая силы капля за каплей. Понимая, что больше ему не подняться на ноги, Мстислав послал за Ярополком.
Брат прибыл быстро, как только мог. Прятал алчный блеск в черных глазах, не терпелось получить долгожданное отцовское наследство в свои руки. Этот блеск не укрылся от Мстислава и еще раз заставил он брата поклясться, что в Переяславле сядет старший сын его, Всеволод. Ярополк клялся.
Три ночи без сна провел Мстислав, слушая молитвы митрополита Киевского, самолично соборовшего князя. Умирать было страшно. Опухшие от слез глаза жены, второй и любимой, даже имя носившей подходящее - Любава, добавляло горечи. Взял он Любаву в жены, когда со смерти его первой жены, Христины, не прошло и года. Любава родила Мстиславу двух сыновей и дочь, удивительно на нее похожую, а потому более любимую, чем дочери от Христины, которых Мстислав уже успел выдать замуж. Если бы Мстислав знал историю Юрия и его второй жены, то несомненно нашел бы сходные черты со своими чувствами к Любаве, понял бы брата. Но он не знал...
Били в Киеве колокола траурно, прекратились веселье и бражничество. Город провожал князя и притих в ожидании. Смена власти всегда сопровождалась бурями, которые не могли обойти стороной никого. И буря не замедлила разразиться...
Годы, прошедшие с того дня, когда Юрий отправил Мстиславу голову его наймита, стали самыми счастливыми и безмятежными в жизни Ярины. Рождались один за другим сыновья, на радость и тревогу матери. Все боялась она, что начнет сбываться пророчество бабки Веды и беда постигнет ее детей, но дети росли крепкими, умом не обделенными. Все свое время старалась отдать Ярина детям, не забывая при этом и детей Юрия от первой жены. И те, исключая одного лишь Ростислава, приняли ее, шли за советом и благословением. Ростислав продолжал сидеть в Ростове, изредка наведываясь в Суздаль и всегда, в те приезды, сторонился мачехи. Новых своих братьев тоже вниманием не жаловал, избегал. Горько от того было Ярине и тревожно. Все ж таки отцовская кровь в них была одна, и хотелось ей, чтобы Ростислав прикипел сердцем к меньшим братьям. Но как ни старалась она растопить лед в душе пасынка, все было напрасным. Она не говорила о своих переживаниях Юрию, который с головой погрузился в дела княжеские и с упорством продолжал наращивать собственное войско. Кроме детей и Юрия, единственным человеком, с которым сблизилась Ярина, была Устинья. Судачили с ней о детях, о мужьях, коротали вместе вечера, когда Юрий с воеводою Георгием были в отлучке.
В тот день, когда гонец принес в Суздаль весть о смерти Великого князя Мстислава, Ярина, наказав нянькам уложить детей почивать, отправилась к мужу. Она видела насколько Юрий помрачнел лицом, когда получил в руки скорбный свиток и решила поддержать его в горе. Застала мужа в полном облачении, хотя был уже тот час, когда он обычно снимал с себя одежды, вышитые княжескими регалиями и готовился ко сну.
-Ярина! - Юрий шагнул к жене, обнял ее порывисто.
-Не печалься, там тоже жизнь есть! Я точно знаю!
Юрий отстранился, отступил, сжал кулаки.
-Не скорбь снедает меня, Ярина! - сказал он немного резко, непривычно для нее, - А страх!
-Страх? Чего ты боишься?
-Я не говорил тебе, но Мстислав задумал обойти меня и Андрея, лишить нас права на Киевский стол!
-Но ведь теперь Ярополк на княжение сядет? Да и после Ярополка еще Вячеслав есть!- Ярина удивилась подобным мыслям мужа.
-Да! Но ты не знаешь того, что знаю я!
-Так поведай!
-Вячеслав от стола киевского уже отказался! После Ярополка, я должен править Киевом!
-Ну так Ярополк-то жив и здоров! Чего тебе прежде времени переживать? - Ярина никак не могла взять в толк, что так тревожит его.
-Ярополк должен покинуть Переяславль и отправиться в Киев, а тот, кто на княжение следующим будет, тот должен сесть в Переяславле! А в послании от Ярополка для меня такого повеления нет!
-Так может Вячеслав передумал?
-Коли так, то не беда! Все честь по чести, но...
-Говори, Юрий, не томи! - взмолилась Ярина.
-Несколько лет назад я узнал, что Мстислав велел Ярополку посадить в Переяславле своего сына Всеволода!
Ярина задумалась. Настрой Юрия не понравился ей, уж слишком близко принимал он все к сердцу.
-А тебе так нужен стол Киевский? - спросила она, немного помолчав.
-Мой он, по праву! - упрямо буркнул Юрий.
-Я и не говорю, что не твой! Спрашиваю - нужен?
Пришел черед подумать Юрию.
-Нужен! Своего не отдам!
Неприятное чувство кольнуло сердце Ярины. "Вот оно, начало мести богов!" - подумала она.
-Разве мало тебе земель? На что еще?
Почувствовав тревогу жены, Юрий взял себя в руки. Ярина носила под сердцем еще одно дитя, а он растревожил ее, может и понапрасну.
-О детях думаю, Ярина, о сыновьях! - сказал он мягко, - Что останется им после меня?
-Оставь это, Юрий! Чувствую не будет нам покоя, коли нацелишься ты в Киев! Пусть все идет своим чередом!
-Тут не только в Киеве дело, Ярина! Буду бороться или нет, все одно - я угроза для детей Мстислава! Стоит народу проявить недовольство и неугодного князя сковырнут и выбросят, посадят вместо него законного князя, а это я! Не покажу силу, не дадут житья мне! Мстислав уже пытался...
-Когда? - испуганно спросила Ярина.
-Давно, да я пресек и дал знать, чтобы больше он не пытался! Но теперь, кроме как заявить о себе, выбора больше у меня нет!
-Значит кончилась наша спокойная жизнь? - спросила Ярина с грустью в голосе.
-Кончилась... - ответил Юрий.
Они долго сидели молча, держась за руки, думая каждый о своем и друг о друге.
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Рекомендую также подписаться на канал в Телеграмме, чтобы быть в курсе последних событий.
Поддержать автора можно переводом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)