Как и ждали князь Юрий и воевода Георгий, безвестный убийца повторил свою попытку, но теперь они были готовы к этому. Подлого схватили, когда он, лежа в придорожных кустах, уже натягивал тетиву, готовясь пустить ее в спину Юрия. Разведчики сработали исправно. Скрутили не успевшего ничего понять стрелка и поволокли в тому, кого он должен был отправить в мир иной.
Неудачливым душегубцем оказался совсем еще молодой человек, безбородый, с залихватски закрученными вверх усами, плечистый и розовощекий. Однако, на поверку оказался слаб духом. При первом же ударе в бок сапога воеводы Георгия, взвыл, скрючился, взмолился:
-Не бейте, все скажу!
-Boн какой разговорчивый попался! - восхитился Георгий и присел рядом с пленником на корточки.
-Ну давай, говори все как на духу! Кто послал тебя?
-Великий князь, Мстислав Владимирович...
Юрий вздрогнул. Думал на кого угодно, только не на брата. Подозревал князей удельных, своих бояр, размышлял, кого мог так обидеть, что человек решился на столь темное дело. А оказалось вон как!
-И чем же князь Юрий так прогневил Великого князя? - снова задал вопрос Георгий.
-Я о том не ведаю, не говорил князь!
-Неужто он сам тебе наказ давал? - удивился Георгий.
-Сам! Вот как с тобой сейчас говорю, так и с ним дело имел!
-А ты сам, что за птица, раз Великий князь такое дело тебе доверил?
-В сотне княжеской служил, слыл самым метким, потому князь меня и выбрал!
-В прошлый раз ты стрелял в князя Юрия?
-Я...
-Знать не такой ты стрелок меткий, раз промахнулся!
Стрелок промолчал.
-Ну, что делать будем, княже! - не обращая больше внимания на пленника спросил Георгий у Юрия.
-Отойдем в сторонку! - велел воеводе князь, - А вы обыщите супостата, да глаз с него не спускайте! - добавил для ратников.
-Значит решил меня Мстислав убрать с дороги?! - рассуждал Юрий, когда их с Георгием никто не мог услышать.
-Не ожидал я такого, князь!
-Думаю подобная участь и Андрея ждет, предупредить его надобно!
-Пошлю гонца немедля! Ну а с этим-то что?
-Надо Мстиславу дать понять, что я обо всем знаю, иначе снова попробует жизни меня лишить!
-Твоя правда, княже!
-Пойти на Мстислава, да прямо ему заявить о том - силенок моих не хватит, сделает из меня виноватого! - продолжал вслух размышлять Юрий.
-Голову этого стрелка послать Мстиславу надо - сам все поймет! - предложил Георгий.
Юрий задумчиво покачал головой и повернул обратно, туда, где ратники охраняли пленного. Они уже вывернули ему карманы, вытряхнули на землю содержимое дорожной котомки. Горсть монет, киевской чеканки, новых, с изображением Мстислава, харчи, да сменное исподнее, видно недавно стиранное.
-Кто портки-то тебе вычистил, Ирод? - насмешливо спросил Георгий.
-На постое за монету постарались! - с готовностью отвечал стрелок.
-Ну а как звать-то тебя, супостат?
-Яков, прозвищем Меткий! - в голосе пленного звучала гордость.
Он видно решил, что раз его не убили сразу, то он смог избежать самого страшного и этим почти бахвальством, разозлил Юрия.
-Делай как говорил, только от глаз моих подальше! - сказал он Георгию.
Воевода понял. Стражники подняли пленного на ноги и поволокли обратно в кусты, в которых он еще недавно готовился сотворить свое черное дело. Пленник снова взволновался, завертел головою.
-Куда вы меня!? - спросил он испуганно.
-Туда, куда тебе и дорога! - ответил Георгий.
Великий князь киевский Мстислав Владимирович, получил власть в Киеве без борьбы и сопротивления со стороны бояр или собственных родичей, как часто бывало ранее. Все единодушно признали его право, как старшего сына Владимира Мономаха и он мог спокойно заняться укреплением и расширением границ своих. Но его, с самого начала правления, угнетала мысль, что его собственным детям в Киеве сидеть не придется! Слишком много сыновей оставил отец, а наследником становился старший в роду. Самому Владимиру Мономаху тоже пришлось побороться за Киев со своими старшими родственниками, однако закон остался прежним. Как только смерть придет за действующим князем, его место займет старший мужчина в роду, живущий на тот момент.
Мстиславу должен был наследовать брат Ярополк. Вечный задира, любивший хорошую битву и бурное веселье, Ярополк давно был женат на аланке по имени Елена, по велению отца. Аланка родила Ярополку нескольких сыновей, да вот уберечь их не смогла. Они умирали в младенчестве и Елена лила горькие слезы по каждому своему чаду. Ярополк, и без того не шибко жаловавший жену своим частым присутствием, вскоре и вовсе забыл про нее. Жила Елена затворницей в княжеском терему, а Ярополк вел жизнь достойную молодого юнца, хоть у самого виски давно посеребрила седина.
Итак, сыновей у Ярополка не было, а значит и борьбы никакой не будет. После Ярополка, брат Вячеслав по праву мог занять великокняжеский стол. Вячеслав княжил в Турове, в отличие от Ярополка был тяжел на подъем и перемен не жаждал. Был он с ленцой, прикипал к месту, изменениям в жизни не радовался и к вершинам не стремился. Мстислав не раз говорил с Вячеславом по волнующему его поводу, и всякий раз Вячеслав, отмахивался, мол стол Киевский, вместе с морокой, неизбежно последующей за во княжением, ему и даром не нужны. Он предпочитал оставаться в Турове, наслаждаясь покоем и вполне устоявшимся бытом.
Все трое, Мстислав, Ярополк и Вячеслав, были рождены одной матерью и близки между собой как по возрасту, так и по духу. Меньшие же братья, рожденные от второй жены отца, были им словно чужими, далекими. Но и они являлись наследниками по праву. Больше всего беспокоил Мстислава Юрий. Мстислав следил за тем, что делают братья и знал, что Юрий всячески переманивает людей на свои земли и по клочку расширяет свои владения, явно наращивая силу. Меньшой из оставшихся в живых братьев, Андрей, тихо сидел в Волыне, никого не трогал, счастливо жил со своей женой половчанкой. Жена же Юрия, щедро одарив его наследниками, умерла и только возжелал Мстислав снова женить его, как оказалось, что Юрий сделал это сам, проявив тем самым непочтение к старшему брату, ведь даже не поставил его, Мстислава в известность, выказал непокорность. Мстислав, уже сговорившийся о браке брата с дочерью одного из своих преданных бояр, тем самым желая иметь глаза и уши в княжестве Юрия, был поставлен в неловкое положение тем, что пришлось боярину отказать.
Тогда и пришла ему в голову мысль убрать с пути Юрия, как самого непредсказуемого из братьев, способного помешать его замыслам. Теперь он ждал своего посланника с доброй вестью. Оставлять убийцу брата в живых Мстислав не собирался, палача самого ждала смерть, ведь он был единственным свидетелем того, кто приказал расправиться с Юрием.
-Вестник из Суздали к тебе князь! - доложил Мстиславу дьяк.
"Неуж-то весть о смерти Юрия пришла!" - подумал Мстислав с надеждой. Его не удивило, что подобная весть могла прийти не от посланного им палача. Ведь того могли самого подстрелить, после того, как сделано было дело.
-Зови! - разрешил Мстислав, сгорая от нетерпения.
В горницу вошел человек, высокого роста, снял перед князем шапку, поклонился в пояс. За ним вошли два ратника Мстислава, тащившие небольшой, кованный ларь.
-Велено дары преподнести тебе, Великий князь! - сказал человек и еще раз склонился.
-Дары? - опешил Мстислав, ожидавший совсем другого, - От кого?
-От князя Юрия, вестимо! Шлет он тебе привет, да наказывает, чтобы дары сии ты один смотрел, без посторонних! - невозмутимо ответил вестник.
-Ну так ступай! Погляжу, чем меня брат пожаловал! - Мстислав быстро взял себя в руки, сказывалась многолетняя воинская привычка.
Третий раз поклонившись, вестник вышел, вслед за ним и ратники. Мстислав подошел к сундуку, приоткрыл его и сразу отпрянул от зловония, вырвавшегося наружу. Преодолевая отвращение, он схватил лист пергамента, лежащий сверху. Под пергаментом, лежало что-то объёмное, прикрытое сверху парчой красного цвета, как на церковных алтарях.
Мстислав поднес пергамент к глазам. рукой Юрия было начертано там несколько строк.
"Шлю привет и дар сей, тебе брат мой в напоминание, что есть грех, а что благость! Тайна твоя станет известна, если снова пошлешь мне дар, подобно которому я возвращаю тебе!"
Мстислав протянул руку, сдернул парчовое покрывало. На дне ларца лежала отрубленная голова стрелка, которому он поручил убить Юрия, уже успевшая покрыться следами разложения, но все еще узнаваемая. Вокруг головы были рассыпаны монеты с его, Мстислава, изображением.
Юрий велел скрыть от Ярины произошедшее и Георгию велел не проболтаться Устинье. Первая беременность давалась Ярине нелегко, хоть та стоически переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Однако она сама, как только Юрий вернулся в Суздаль после наказания стрелка, первой начала допытываться, что стряслось. Юрий уже не раз поражался ее удивительному чутью во всем, что касалось его, но держался стойко, так и не признавшлся жене, что чуть не расстался с жизнью.
-Ты скажи лучше, как сама? - спросил Юрий, уводя разговор в сторону, погладив жену по круглому животу.
-Озорничает сын твой, совсем из меня все соки вытянул! - с улыбкой пожаловалась Ярина.
Это было правдой. Она, и без того никогда не отличавшаяся полнотой, за последние месяцы сильно исхудала лицом, чем пугала и Юрия, и лекарей. Ничего не могла толком есть, только просила достать ей из погреба капусты квашенной, так как больше ничего не удерживалось в ее животе. И тем не менее Ярина была счастлива, а вот Юрий тревожился не на шутку, боясь потерять любимую.
"Скорее бы уже разрешилась она!" - думал Юрий всякий раз глядя на исхудавшее лицо жены. Впрочем оставалось уже не долго. Повитухи твердили, что ребенок здоров. Молчали лишь о том, что сомневаются, хватит ли княгине сил вытолкать дитя из себя.
Юрию удалось усыпить бдительность жены, но как заглушить собственную боль, от предательства со стороны брата, он не знал. К тому же тревожился об Андрее, опасаясь, что Мстислав уготовил и для него подобную участь. К Андрею отправил воеводу Георгия, ибо подобные сведения никому больше доверить не мог, и сам отлучиться в Волынь побоялся. Вдруг чего с Яриной случится!
Той ночью проснулся от едва уловимого на его половине терема шума. Сразу понял - что-то на стороне княгини происходит недоброе. Накинув кафтан отправился туда.
-Куда ты, князь! Нельзя тебе! Рожает княгиня! - закричала на него взъерошенная баба, видимо от перепугу позабывшая, что говорит с самим князем.
-Хочу жену увидеть! - сказал Юрий, делая шаг к двери.
-Не мужицкое это дело! Где это видано, к бабе соваться, когда она рожает! Вот родит и покличем тебя! - продолжала женщина отчитывать князя, как нерадивое дитя.
-А если худо ей станет!
-Уже стало! Думаешь легко родить-то! Иди, милок, иди! Коли уж совсем худо будет покличем тебя! - сжалилась баба над Юрием и поспешила по своим делам.
Он остался совсем один. Если б не был Георгий в отъезде, послал бы за ним, чтобы не коротать тягучее, тревожное время в одиночестве. Юрий напрягал слух, стараясь уловить, не нарастает ли шум, предвещая несчастье, но стало даже тише. Уже никто не бегал по коридорам, не хлопал громко дверьми. Внезапно Юрию подумалось, что это девятое дитя его сейчас должно появиться на свет, а он впервые тревожится! Стало стыдно перед покойной Анной, муторно на душе. Вдруг за его тогдашнюю черствость получит наказание сейчас?!
В дверь поскреблись, заставив Юрия подскочить от неожиданности. Вошел второй сын, Андрей, подросший и окрепший за последний год. Даже усики на лице проклюнулись и очень не шли пока еще детскому его лицу.
-Отец! - позвал Андрей тихонько, стараясь в полумраке разглядеть родителя.
-Входи Андрей! Отчего не спишь?
-Захотел тебя поддержать...
Впервые от слов сына зашлось сердце внезапной, светлой радостью. А ведь и не замечал до поры их, собственных сыновей! Вдруг вспомнил про Мстислава и подумал, а ну как и его сыновья от Анны, возненавидят детей от Ярины и станут желать им смерти! Эта мысль так напугала Юрия, что шагнув к Андрею, порывисто обнял его и прошептал:
-Поклянись мне сын, что будешь беречь своих братьев!
-Я и так берегу их отец! Давеча Борис чуть с коня не упал, так я подхватил!
-Молодец сын! Но коли появятся у тебя и другие братья, станешь ли ты так же заботиться о них?
Андрей понял о чем говорит отец, поколебался мгновение.
-Буду отец! На них вины не будет...
"Не будет вины!" - повторил про себя Юрий. Значит вот как относится к нему Мстислав. Считает его виновным в том, что лишился матери! В том же положении будут и его дети от Ярины!
-Запомни, сын! - сказал Юрий Андрею, - Братья твои все, кто от моего семени рождены! Все вы должны, как единый кулак быть! Тому же и их учить стану, коли на свет появятся!
Он обнял сына. Они простояли так некоторое время, когда за дверью раздались шаги.
-Ай, князь, давай золотник! - звонким голосом заговорила та баба, которая еще недавно отчитывала Юрия как нашкодившего мальчишку, - Сын у тебя! Не стой столбом, ступай к жене! Теперь уж можно!
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Рекомендую также подписаться на канал в Телеграмме, чтобы быть в курсе последних событий.
Поддержать автора можно переводом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)