Найти в Дзене
Италия PRO

Великий скульптор Возрождения: Микеланджело и его "Давид"

Стоял солнечный, ясный день конца лета. Был канун большого народного праздника — сбора винограда. Микеланджело (1475-1564) задумчиво смотрел на его подготовку, покидая склад мрамора возле церкви Санта-Мария дель Фьоре. Он думал о том какой могучий образ можно изваять из огромной глыбы, в три человеческого роста. И чем больше он думал, тем яснее рисовался ему свободно и уверенно стоящий юноша-гигант со смело поднятой головой, с худощавым, гармонично сложенным телом. Статуя невиданных размеров, как живой образ радостной мощи, молодости, мужества... Она должна украсить город, вдохнуть в его граждан веру в беспредельность сил человека, уверенность в победе над врагом. Свободный, готовый с оружием защищать родину, народ одолеет самого сильного врага, как некогда бесстрашный Давид одолел непобедимого до того великана Голиафа. Сколько уже раз скульпторы изображали Давида! Но из этой глыбы можно изваять иного Давида, готового к поединку не на жизнь, а насмерть. И, мысленно, вглядываясь в непр
Оглавление
Микеланджело, статуя "Давид"
Микеланджело, статуя "Давид"

Одержимый идеей

Стоял солнечный, ясный день конца лета. Был канун большого народного праздника — сбора винограда. Микеланджело (1475-1564) задумчиво смотрел на его подготовку, покидая склад мрамора возле церкви Санта-Мария дель Фьоре. Он думал о том какой могучий образ можно изваять из огромной глыбы, в три человеческого роста. И чем больше он думал, тем яснее рисовался ему свободно и уверенно стоящий юноша-гигант со смело поднятой головой, с худощавым, гармонично сложенным телом. Статуя невиданных размеров, как живой образ радостной мощи, молодости, мужества... Она должна украсить город, вдохнуть в его граждан веру в беспредельность сил человека, уверенность в победе над врагом. Свободный, готовый с оружием защищать родину, народ одолеет самого сильного врага, как некогда бесстрашный Давид одолел непобедимого до того великана Голиафа.

Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"
Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"

Сколько уже раз скульпторы изображали Давида! Но из этой глыбы можно изваять иного Давида, готового к поединку не на жизнь, а насмерть. И, мысленно, вглядываясь в неправильные очертания глыбы, Микеланджело уже видел легкий наклон корпуса, гневно повернутую к врагу голову под шапкой густых курчавых волос. Уже с первыми лучами Микеланджело был на дворе с грудой огромных глыб мрамора. Ударил тяжелый молот. Резец вклинился в глыбу прекрасного каррарского мрамора. Началась большая титаническая работа по осуществлению великого замысла...

Почему Микеланджело до конца своих дней оставался верен своей идее о величии и красоте человеческого тела? И какие личные и профессиональные качества сделали его непревзойденным мастером и настоящим патриотом своей родины? Узнаем в этой статье.

Мини-словарик:

1. Голиаф — библейский великан, побежденный юным Давидом в поединке.

2. Давид — ветхозаветный персонаж, символизирующий мужество и победу слабого над сильным.

3. Каррарский мрамор — высококачественный белый мрамор, добываемый в карьерах Каррары (Италия).

Микеланджело, "Давид". Фото из личного архива
Микеланджело, "Давид". Фото из личного архива

Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в рубрики "Что читать дальше?" и "Дополнительные материалы" в конце нашей статьи.

Осуществление великого замысла — колоссальный Давид

После завершения группы "Пьета" Микеланджело возвращается во Флоренцию, где и приступает к работе над статуей "Давида". Сохранился нотариальный договор на этот труд, в котором Микеланджело обязуется перед гильдией купцов, собиравшихся в Санта-Мария дель Фьоре, высечь статую высотой около девяти сажень (5 м. 22 см.) из мраморного блока. Он должен был начать работу 1 сентября 1501 года. Микеланджело сделал модель из воска, построив закрытый барак вокруг мраморного блока и начал работу 13 сентября 1501 года. Вот как писал Микеланджело о работе над статуей: "Я работаю, как счастливый поденщик богини, которой покаялся отдать свою жизнь до последнего вздоха... Мне все равно какая погода, жарко или холодно. Мне всегда жарко, когда я берусь за резец".

Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"
Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"

За вдохновенной работой пробегали для Микеланджело годы. Около четырех лет он работал над статуей. Из бесформенного куска мрамора вырастала могучая фигура народного героя. Микеланджело вдохнул в свое творение все свое восхищение человеком, всю свою любовь к Флоренции. Он создал образ стойкого и мужественного борца, защищающего родину. Наконец "Давид" был готов.

Микеланджело, фрагменты изображений статуи "Давид"
Микеланджело, фрагменты изображений статуи "Давид"

Когда же статую установили окончательно, выражая всеобщий восторг, Вазари (1511-1574) писал: "Гигантская статуя "Давида", исполненная Микеланджело, отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских. Никакие статуи ни в каком отношении сравниться с ней не могут. Ибо очертания ног у нее в высшей степени прекрасны, а сопряжение и стройность бедер божественны, и позы столь изящной не видно было никогда, ни грации, ни с чем не сравнимой, ни рук, ни ног, ни головы, которые настолько бы отвечали каждому члену этого тела своей добротностью, своей искусностью и своей согласованностью. И, право, тому кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит. Этот Давид, этот величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы — подлинный монумент героической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшее увенчание природы".

Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"
Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"

Согласно библейской легенде, юный царь Давид, впоследствии проявивший себя мудрым правителем, убил великана Голиафа, сразив его камнем, выпущенным из пращи. И вот, как пишет Вазари: "Микеланджело создал статую для своего родного города Флоренции, ибо "Давид" "защитил свой народ и справедливо им правил". Так Микеланджело своим искусством хотел утвердить идеал гражданственности и патриотизма, в котором он видел спасение родины.

Микеланджело, фрагменты изображений статуи "Давид"
Микеланджело, фрагменты изображений статуи "Давид"

Великая сила человеческого гения

Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самое красивое в природе — это человеческая фигура. Для возвеличивания человека во всей его духовной и физической красоте, мастер ставил выше всех прочих искусств скульптуру. О скульптуре Микеланджело говорил, что это "первое из искусств", ссылаясь на библейскую легенду о боге, вылепившем из земли и глины первую фигуру человека — Адама. "Мне всегда казалось, писал Микеланджело, что скульптура — светоч живописи и что между ними та же разница, что между солнцем и луной". И еще писал Микеланджело: "Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления, то есть убавления всего лишнего. Вот глыба мрамора: красота заложена в ней, нужно извлечь ее из-под каменной оболочки".

Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"
Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"

Расположенный в глубокой горной котловине, город Каррара уже в древности славился мрамором. Там, питаясь одним хлебом, Микеланджело пробыл более восьми месяцев, чтобы извлечь как можно больше белого каррарского мрамора и доставить его в Рим. Самые грандиозные замыслы возникали в его воображении, когда он в одиночестве бродил среди скал. Так глядя на мраморную гору он мечтал по словам Аскано Кондиви (1525-1574), вырубить из нее колоссальную статую, которая могла бы служить маяком для мореплавателей.

Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"
Микеланджело, фрагмент изображения статуи "Давид"

Микеланджело не осуществил этого замысла, как и многих других. Власть имущие высоко ценили его, но не всегда шли ему навстречу. Однако и то, что он осуществил, беспримерно в мировом искусстве. У Микеланджело есть скульптуры, где каменная глыба сохранилась в своих очертаниях. Есть и такие, где части камня не тронуты резцом, хоть образ и выступает во всей своей мощи. И это зримое нами высвобождение красоты, подобное рождению духа из материи, бесконечно волнует нас как свидетельство великой созидательной силы человеческого гения. Но об этом вы узнаете из следующих наших выпусков.

Статуя Микеланджело "Давид", установленная в Академии изящных искуссв во Флоренции
Статуя Микеланджело "Давид", установленная в Академии изящных искуссв во Флоренции

P. S. Пьеро ди Томмазо Содерини (1452-1522) — флорентийский государственный деятель, приехав посмотреть статую, сказал, что он нашел в ней большой недостаток: нос слишком велик. Пьеро Содерини считал себя знатоком искусства, хотя был далеко от этого. Скульптор берет немного мраморной пыли и резец и делает несколько ударов молотом напоказ, не касаясь статуи, причем при каждом ударе выпускает из руки немного мраморной пыли. Обернувшись, он спросил: — А теперь как? Пьетро Содерини благосклонно кивнул головой: — Вы придали ему жизни! Вот теперь мне ваш "Давид" нравится куда больше! Он не заметил саркастической улыбки спускающегося с лесов скульптора.

Обложка статьи
Обложка статьи

Дополнительные материалы:

1. Алтаев А. Л. Впереди веков (1959).

2. Беренсон Б. Итальянские живописцы эпохи Возрождения (1952).

3. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).

4. Гнедич П. П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры (2015).

5. Коул Элисон. Жизнь при дворе: искусство, удовольствия, власть. Ренессанс (2022).

6. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).

7. Муратов П. П. Образы Италии (1999).

8. Назарова О. А. Любовь и страсть в искусстве Возрождения (2023).

9. Стендаль. История живописи в Италии (2019).

10. Эстон Маргарет. Реннесанс. Энциклопедия мирового искусства (1997).

Что читать дальше?

Жми❤️ если интересно

Подпишись ✅ Искусство не ждет!