Найти в Дзене
Предельная власть над цветом в живописи Тициана. Часть 2
Грандиозность мироощущения! Только двум непревзойденным мастерам в итальянском искусстве: Микеланджело и Тициану дано обладать предельной властью над цветом! Вспомним слова Делакруа о расположении цветов, игре и тени, о музыке живописи, о магической гармонии, захватывающей нас при первом взгляде на картину, даже если за дальностью расстояния мы еще не видим, что она изображает. Вот из этой музыки цвета, из этой магической гармонии, им созданной, Тициан и творит свои образы, как бы лепит их из этого чудесного, до предела насыщенного, всегда покорного ему благодарного материала...
1 месяц назад
Предельная власть над цветом в живописи Тициана. Часть 1
"Тициан,— пишет А.Н. Бенуа, — занимает по отношению к Джорджоне положение, аналогичное с тем, которое занимает Микеланджело по отношению к Леонардо. Он пришел после, он взял те средства и приемы, что были найдены и изобретены предшественником, но он ими воспользовался для своих целей, для своих мечтаний вполне свободно и самостоятельно, а целей и мечтаний Тициан находил в душе своей неисчерпаемое множество...". "Если бы Тициан и Микеланджело, — заявлял в своем трактате о живописи их современник...
1184 читали · 1 месяц назад
Высочайшая скорбь и дивная радость жизни Мантеньи
Уже в ХVl веке многие авторы писали о "великолепном рисунке", "натуралистической правде", "техническом совершенстве" Мантеньи и особенно восхищались его удивительными рисунками. Таким образом, Мантенью относят к художникам Ренессанса, стремившимся изобразить реальность с помощью перспективы, четко обозначенных объемов и археологически точных форм. Андреа Мантенья (1431-1506) был уроженцем Падуи. К несчастью, почти все ранние фрески, которые принесли ему известность, погибли при бомбардировке Падуи во время Второй мировой войны...
2 месяца назад
"Страшный суд" Микеланджело Буонарроти. Выпуск 3
Разве можно объять необъятное? Разве можно постичь непостижимое? Разве можно достичь недосягаемое? В своих статьях мы лишь вскользь упомянули о величии живописи, ваянии и зодчестве великого Микеланджело (1475-1564). Поэтому скажем только, что гробницы Медичи во Флоренции с фигурами "Утра" и "Вечера", "Дня" и "Ночи" — столь же огромное по своему значению, как роспись Сикстинской капеллы, создание Микеланджело, повествующее в мраморе о судьбах мира и человека. И многое, многое другое... Однако позволим себе остановиться еще на некоторых значимых творениях великого мастера...
6 месяцев назад
Титанический труд Микеланджело: потолок Сикстинской капеллы. Выпуск 2
Как подлинно великое произведение искусства — а более великого и не представишь себе, — эта роспись бесконечно широка и многообразна по своему идейному смыслу, так что люди самого различного склада ума, самых различных воззрений и духовных запросов испытывают при ее лицезрении благодатный трепет, как бы чувство признательности за свое собственное в ней утверждение. Ибо над ними, на этом потолке, подлинно прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни, всей нашей судьбы, и потому каждый человек вправе узреть в них частицу самого себя...
142 читали · 7 месяцев назад
Потолок Сикстинской капеллы. Выпуск 1
В отличие от художников предыдущего века, художники чинквеченто были приобщены к высшему, патрицианскому кругу. Мы это наблюдали на примере Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) и Рафаэля (1483-1520 гг.). Светские и духовные властители нуждались в искусстве, которое бы прославляла их деяния. Они привлекали к себе на службу знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов. Папа Юлий II (1443-1513 гг.) вызвал Микеланджело (1475-1564 гг.) в Рим, чтобы поручить ему грандиозное задание. Этот суровый и упрямый...
7 месяцев назад
Пафос разрушения величайшего рисовальщика Пиранези
"Пиранези был последним явлением художественного гения Рима. Он появился как раз в ту минуту, когда на земле Рима прекратилось многовековое сотрудничество искусства и природы" (П. Муратов) Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) занимает особое место в европейской культуре ХVIII века, противопоставляя себя фривольной легкости рококо, он стремился создать несуществующие стороны истории, оживляя их в картинах, подсказанных ему сознанием современного человека. По "мотивам Пиранези" создавались гравюры...
8 месяцев назад
"Тайная вечеря" Леонардо —живопись, обреченная на вечность
Около 1496 года Леонардо да Винчи (1452-1519) приступил к работе над своим величайшим художественным произведением, ставшим одним из шедевров мирового искусства, — картиной "Тайная вечеря". Герцог Людовико Моро (1452-1508) предложил Леонардо расписать одну из стен трапезной любимого герцогом монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Современники превозносили ее как самое великое творение Леонардо, потомки также воздали ей должное. Эта стена, на которой изображена "Тайная вечеря" устояла во время Второй мировой войны, тогда как соседние обрушились при бомбежке...
948 читали · 8 месяцев назад
Дерзкая и эпатажная живопись в трагической судьбе Караваджо
Караваджо (1573-1610), один из самых оригинальных и влиятельных итальянских художников Нового времени. Дерзкий новаторский дух его искусства, прорыв к не связанной никакими канонами реальности овеял этого мастера славой "первооткрывателя" и "бунтовщика", настоящего реформатора европейской живописи ХVII века. От рождения его назвали Микеланджело Меризи. Великое имя Караваджо, под которым мастер вошел в историю мирового искусства, обычно связывают с названием местечка в Ломбардии, где он родился. Некоторые...
269 читали · 8 месяцев назад
Великий скульптор Возрождения: Микеланджело и его "Давид"
Стоял солнечный, ясный день конца лета. Был канун большого народного праздника — сбора винограда. Микеланджело (1475-1564) задумчиво смотрел на его подготовку, покидая склад мрамора возле церкви Санта-Мария дель Фьоре. Он думал о том какой могучий образ можно изваять из огромной глыбы, в три человеческого роста. И чем больше он думал, тем яснее рисовался ему свободно и уверенно стоящий юноша-гигант со смело поднятой головой, с худощавым, гармонично сложенным телом. Статуя невиданных размеров, как живой образ радостной мощи, молодости, мужества...
9 месяцев назад
"Джоконда" — венец творчества великого живописца Леонардо
Леонардо шел неторопливой походкой, внимательно поглядывая по сторонам. Внезапно его внимание привлек мелодичный женский голос, прозвучавший откуда-то сверху. — Какой прекрасный день! Какое радостное солнце! Леонардо поднял голову. На балконе стояла женщина. Она не была красива, но как-то удивительно привлекательна. Черты лица ее были чрезвычайно гармоничны, а маленький рот был увенчан очаровательной улыбкой... В изумлении Леонардо остановился. Какое радостное восприятие мира было в лице этой неизвестной...
9 месяцев назад
Боттичелли: любимый художник Медичи и жертва судьбы
Сегодня трудно себе представить, как могло бы существовать мировое искусство без Сандро Боттичелли (1445-1510), подобно тому как литература без Шекспира (1564-1616). Александро ди Мариано Филипепи — так звучало настоящее имя художника, более известного под прозвищем Боттичелли — "бочоночек". Это ироничное прозвище скорее перешло к Сандро от брата Джованни, который был толстяком. Художник родился и почти всю жизнь прожил во Флоренции. В начале 1460-х гг. он поступил в мастерскую живописца Фра Филиппо Липпи (1406-1469), выйдя из которой в 1467 г...
104 читали · 9 месяцев назад