Сегодня трудно себе представить, как могло бы существовать мировое искусство без Сандро Боттичелли (1445-1510), подобно тому как литература без Шекспира (1564-1616). Александро ди Мариано Филипепи — так звучало настоящее имя художника, более известного под прозвищем Боттичелли — "бочоночек". Это ироничное прозвище скорее перешло к Сандро от брата Джованни, который был толстяком. Художник родился и почти всю жизнь прожил во Флоренции. В начале 1460-х гг. он поступил в мастерскую живописца Фра Филиппо Липпи (1406-1469), выйдя из которой в 1467 г. сразу открыл собственную мастерскую. В эпоху своего расцвета Боттичелли оказался тесно связан с двором Медичи. В этот период он работает во Флоренции, Пизе, Риме, где выполняет несколько фресок для Сикстинской капеллы, знакомится с учеными-гуманистами, а также пишет самые знаменитые свои шедевры. Как относились к живописи Боттичелли современники? Какой уникальной техникой виртуозно владел живописец? И почему произведения великого мастера имеют поистине вневременной характер? Лучше всего об этом может рассказать его знаменитый шедевр — "Рождение Венеры".
Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в рубрики "Что читать дальше?" и "Дополнительные материалы" в конце нашей статьи.
Мини-словарик:
1. Гуманисты – ученые эпохи Возрождения, занимавшиеся изучением античного наследия и пропагандировавшие ценности человека, его разума и стремления к знаниям.
2. Ритм – повторяющиеся линии, формы или цвета, придающие картине динамику и гармонию.
3. Сикстинская капелла – церковь в Ватикане, украшенная фресками мастеров эпохи Возрождения.
Мир грез и сновидений
Боттичелли — самый крупный и своеобразный по дарованию и в то же время самый изощренный из художников второй половины XV в. Его "Рождение Венеры" — одна из наиболее знаменитых картин в мире. Ее очарование неописуемо. Вглядитесь в эту Венеру, в эту стыдливую девушку. В глазах которой блуждает какая-то светлая печаль. Проникнитесь ритмом композиции, который и в изгибе ее юного тела, и в крученых прядях волос, так красиво рвущихся на ветру, и в общей согласованности линий ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы, и в фигурах, которые ее обрамляют. Это — ритм острый, щемящий, чуть, быть может, болезненный, но бесконечно волнующий, упоительный. Движения фигур у Боттичелли имеет особый, вневременной характер. Люди скорее изображают движение, чем движутся.. Очевиден некий разрыв между внутренней жизнью людей и внешним рисунком их поз и жестов... Персонажи молчаливы, задумчивы и внутренне одиноки. Единственно, что их объединяет, — это общий ритм, пронизывающий картину.
Боттичелли пишет мир, только внешне напоминающий земной. Деревья здесь цветут и плодоносят одновременно, холмы полны покоя, воды недвижны. Здесь веют лишь добрые ветры и всегда стоит благодарное лето. Это мир грез, населенный персонажами, близкими к художнику. И в то же время рассеянный призрачный свет на полотнах Боттичелли не от мира сего. Это свет запредельной сферы, что-то из мира грез и сновидений, где тени прозрачны, а жесты замедленны, где движение вязнет в серебристом неживом воздухе и ноги не идут, а лишь касаются земли. Небеса у него бесцветны, вода нежно-зеленая, лица бледные, словно обескровленные. У персонажей длинные красивые руки с выразительными пальцами, а одеяния вьются невесомыми складками.
Персонажи Боттичелли бесплотны и грустны, что придает им непередаваемую одухотворенность, какой ни найти ни у одного другого живописца. Они возвышенны, прекрасны и идеальны, при взгляде на них охватывает тоска по недостижимому и несбыточному — тоска, которой не суждено разрешиться в земном мире... Увы, любимец Семейства Медичи мог бы закончить свою жизнь столь же печально, как и многие его произведения. Как писал Вазари: "Предавшись Савонароле художник забросил живопись и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил Лоренцо Медичи и поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду".
Редчайший мастер контура, линий и безупречной композиции
К "Рождению Венеры" нет, в сущности, другого подхода, кроме безусловного поклонения. Вот, что говорит Патер о "Рождении Венеры": "Люди погрузились в дневные заботы, которые кончатся лишь с наступлением ночи. Богиня пробудилась раньше их, и кажется, что печаль легла на ее лице при мысли о долгом дне грядущей любви" Мысль уничтожила миф, но разбитый миф стал новым источником искусства. Боттичелли первым одиноко встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства.
Как относились к Боттичелли современники? На этот вопрос трудно ответить, потому что свидетельства того времени чрезвычайно редки и сама жизнь художника мало известна. Вазари остается главным источником и в этом случае, но Вазари был человеком уже других времен, и от Боттичелли его отделили два важнейших события художественной истории, — Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль (1483-1520). В манускриптах Леонардо (1452-1519) назван по имени только один художник — Боттичелли. В этом упоминании — важное свидетельство того, что художника высоко ценили современники. Редко какой художник так выражал содержание своей эпохи, как Боттичелли. Почему слава Боттичелли, погребенная в веках, должна была воскреснуть в недавнем времени?
Из всех писателей, говоривших о Боттичелли, Беренсон (1865-1959) точнее других определил его художественный гений. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе". Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Только при взгляде на его картины можно понять, чем является в живописи этот высокий и редкий дар. По его мнению, весь мир для Боттичелли в линиях, выражающих движение.
Художник строил свои картины из линий, как византийские мозаисты складывали свои композиции из окрашенных стеклышек или как восточные ткачи ткали свои ковры из цветных нитей. Можно забыть на время о всех картинах и фресках, созданных им за всю свою творческую жизнь, и помнить только "Рождение Венеры", и, пожалуй, этого будет с лихвой, чтобы назвать его величайшим мастером. Это будет, конечно, неправильно с точки зрения истории, но ведь иногда, чтобы понять гениальное, надо забыть об истории. "Рождение Венеры" не только лучшая из картин Боттичелли, — это лучшая из всех картин на свете.
P. S. Гениальные создания искусства всегда кажутся чудом, процесс их создания всегда остается тайной.
Дополнительные материалы:
1. Беренсон Б. Итальянские живописцы эпохи Возрождения (1952).
2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).
3. Муратов П. П. Образы Италии (1999).
4. Стендаль. История живописи в Италии (2019).
5. Эстон М. Реннесанс (1996).
5. Арзамас. Магун А. В. Любовь у апостола Павла, Августина, Фомы Аквинского, Боттичелли и трубадуров (из курса "Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?").