Из всех крупнейших представителей Возрождения Микеланджело наиболее последовательно, пламенно и безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в силу человеческого разума и гармонии личности. Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самое красивое в природе — это человеческая фигура, более того, что вне красоты человеческой фигуры красоты вообще не существует. Вот, что пишет по этому поводу Вазари: "Человек, каким он должен быть! Такого человека Микеланджело не искал вокруг себя. Его ужасала мысль срисовывать человека, если тот не обладал совершенной красотой. Но таких людей нет, и потому Микеланджело сам брался за их создание в искусстве". Что помогало Микеланджело создавать идеальные образы, поражающие человеческое воображение? И какое место в этом принадлежит Ватиканской Пьете? Узнаем в этой статье.
Для более комфортного прочтения прилагаем небольшой словарик с терминами и именами. Напоминаем, что полезные материалы по теме можно найти в конце статьи.
Мини-словарик:
1. Пьета — скульптурное изображение Девы Марии, оплакивающей снятого с креста Христа, наиболее известный пример — «Ватиканская Пьета» Микеланджело.
2. Композиция — организация элементов произведения искусства для создания гармоничного и выразительного художественного образа.
"Ни одна человеческая страсть не осталась мне чужой"
Микеланджело родился в 1475 году и умер в 1564-м, пережив Леонардо и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив далеко позади великую эпоху гуманизма и свободы духа. Великий Микеланджело посвятил себя и свою жизнь скульптуре, живописи, а также и тем областям, которые либо причастны к этим искусствам, либо с ними связаны... И делал он это с таким рвением, что одно время чуть ли не вовсе отошел от всякого общения с людьми. Поэтому иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, между тем как он не обладал ни тем, ни другим пороком. Вазари, который был биографом и учеником Микеланджело писал: "Никому не должно показаться новостью, что мастер любил уединение: он обожал искусство, которое обязывает человека к одиночеству и размышлению...".
Микеланджело родился, чтобы делать в искусстве именно то, что что он хотел делать, и ничто другое. Он никогда не был человеком, который довольствуется приблизительным. Если он ошибался — это была ошибка его вкуса, а не его мастерства. Одной из самых ранних, и в то же время знаменитых работ Микеланджело является скульптурная композиция "Оплакивание Христа", или "Ватиканская Пьета". Этот шедевр был создан в 1499 году молодым скульптором в возрасте двадцати четырех лет. Это единственная работа мастера, на которой сохранилась его подпись.
Скульптура была создана для кардинала де Вилье, настоятеля Сен-Дени, которая дала свое имя капелле Делла Пьета в соборе Св. Петра. Статуя воплощает самую трогательную сцену христианской религии. Мария держит на коленях тело своего Сына, которое несколько верных друзей только что сняли с креста. Зрителя, на первый взгляд, может поразить контраст образа молодой Девы и взрослого сына, бездыханно лежащего на ее коленях, что создает сильное духовное напряжение и чрезвычайно трогательное настроение. Согласно идеям мистического христианства, божественная воля поддерживала свежесть молодости у невинной Девы на протяжении всей ее жизни. Микеланджело, несмотря на свой молодой возраст, смог переосмыслить мистическую традицию в искусстве и привнести новое, непреходящее жизненное начало в еще существующие веками устои.
Основанием для замысла и последующего его воплощения послужили впечатления скульптора от проповедей и казни Савонаролы во Флоренции, а также общая атмосфера бесконечного поиска личных переживаний христианских догм, типичных для того времени. В этом замечательном произведении произошло удивительное и гармоничное слияние христианского смирения с чувственностью и воплощением идеалов совершенной пластики скульптурных форм.
Исследователи художественных изысканий мастера обнаружили косвенные свидетельства того, что Микеланджело впервые в своей композиции использовал канонический треугольник, символизирующий (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой дух). Идеи личной духовной трагедии Богоматери отразили скорбящее, но вместе с тем, просветленное настроение, что ненавязчиво для зрителя передает блеск отполированного до "полупрозрачности" мрамора. Но более всего поражает воображение одухотворенный нежностью лик Мадонны.
Микеланджело сознательно усилил контраст тяжеловесного одеяния Богоматери и обнаженного тела ее мертвого Сына. В выражении ее лица мы читаем, что для нее больше нет надежды, нет поддержки. Она слишком далека от того, чтобы жить надеждой на мщение. И что может она сделать, слабая женщина, против жестокого и обманутого коварством народа? У нее больше нет сына. Вот, без сомнений, наивысшее горе, которое может испытать материнское сердце. Безжизненно свисающая голова Христа — не немой, а вопиющий укор всем, кто попирает: Истину, Добро и Любовь.
Принуждение искусством
Микеланджело был истинным представителем своего времени в наивысшей степени, и ему не дано было предугадать более мягких нравов иного времени, как Леонардо да Винчи. Доказательство тому — характерная разница впечатлений: перед каким-либо персонажем мастера мы думаем о том, что он делает, а не о том, что он чувствует. Богоматерь в композиции "Оплакивание Христа" может и не являться для нас современным образцом красоты, и тем не менее, когда Микеланджело закончил ее, его упрекали в том, что он изобразил мать довольно взрослого человека истинной красавицей. "Эта мать была непорочна, — гордо отвечал художник, — а вам известно, что чистота души сохраняет свежесть черт. Это также вероятно, как и то, что небо, чтобы доказать небесную чистоту Марии, позволило ей сохранить нежное сияние юности, тогда как, чтобы отметить, что Спаситель действительно испытал все людские горести, надо было только, чтобы его божественность не укрывала от нас ничего человеческого. Именно поэтому Непорочная Дева моложе своих лет, и поэтому я оставляю Спасителю все признаки его возраста".
Вот как раз в этом утверждении мы можем увидеть человека достаточно верующего, а его время было далеко от того, чтобы делать ему замечания по поводу слишком рельефно обозначенных мускулов Христа, поскольку он действовал в соответствии с верой, и со своими принципами идеальной красоты.
"Основу всякого великого гения составляет логика. Он был слишком сильным в том, чего недостает большинству великих людей, — в этом и состояло единственное несчастье этого удивительного человека. Природа наделила его гением, железным здоровьем, долголетием, и чтобы завершить свое творение, она должна была произвести его на свет при господстве разумных верований. Среди народа, чьи боги были бы, как в Греции, всего лишь богатыми и счастливыми людьми, или в стране, где Высшее существо, было бы в наивысшей степени справедливым..." (Стендаль).
PS. Однажды Микеланджело увидел в соборе Св. Петра большое количество иностранцев, любовавшихся его "Пьетой". Один из них спросил имя автора; ему ответили: Гоббо из Милана. Вечером Микеланджело заперся в соборе, взяв с собой лампу и резец, и за ночь выгравировал свое имя на поясе Богоматери (из заметок Вазари).
Полезные материалы:
1. Алтаев А. Л. Впереди веков (1959).
2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).
3. Гнедич П. П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры (2015).
4. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).
5. Муратов П. П. Образы Италии (1999).
6. Стендаль. История живописи в Италии (2019).
7. Arzamas. Виктория Маркова. Лекции. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.