Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Влюбленный Нестеров: утраты и счастье

Марию Ивановну Нестеров встретил в своем родном городе Уфе. Тогда еще студент Училища живописи в Москве, он от скуки решил посмотреть лотерею и заметил в толпе зрителей двух столичных девушек. Позже в воспоминаниях Нестеров написал, что ему тогда показалось, что он знал Марию Ивановну «давно-давно, еще, быть может, до рождения. Такое близкое, милое что-то было в ней». Первый шанс познакомиться художник упустил. Снова встретил он ту самую девушку через несколько дней во время конной прогулки – Мария шла под зонтом, укрываясь от солнца. Девушка заметила всадника, который очевидно хотел составить с ней знакомство, но и на второй раз заговорить с незнакомкой Нестеров не решился. У обоих нашлась общая компания друзей, благодаря чему они все-таки смогли сблизиться. Нестеров не умел плавать и несколько раз за жизнь чуть не утонул. Однако с одним из таких случаев связано одно из его самых романтических воспоминаний: вместе с друзьями он, веселясь, прыгал с лодки на лодку и угодил в воду, теч
Оглавление

История первая: его спасительница

Марию Ивановну Нестеров встретил в своем родном городе Уфе. Тогда еще студент Училища живописи в Москве, он от скуки решил посмотреть лотерею и заметил в толпе зрителей двух столичных девушек. Позже в воспоминаниях Нестеров написал, что ему тогда показалось, что он знал Марию Ивановну «давно-давно, еще, быть может, до рождения. Такое близкое, милое что-то было в ней».

Нестеров, "Девушка в кокошнике", портрет М.И. Нестеровой, 1885 г.
Нестеров, "Девушка в кокошнике", портрет М.И. Нестеровой, 1885 г.

Первый шанс познакомиться художник упустил. Снова встретил он ту самую девушку через несколько дней во время конной прогулки – Мария шла под зонтом, укрываясь от солнца. Девушка заметила всадника, который очевидно хотел составить с ней знакомство, но и на второй раз заговорить с незнакомкой Нестеров не решился. У обоих нашлась общая компания друзей, благодаря чему они все-таки смогли сблизиться. Нестеров не умел плавать и несколько раз за жизнь чуть не утонул. Однако с одним из таких случаев связано одно из его самых романтических воспоминаний: вместе с друзьями он, веселясь, прыгал с лодки на лодку и угодил в воду, течение отнесло его прямиком к плоту, на котором была Мария Ивановна – перепуганная девушка собралась с силами и выудила его из воды.

Моей спасительницей была признана Мария Ивановна… Как она была прекрасна и счастлива в тот вечер. В своем спасении ею я видел тогда какое-то предопределение.

Через два года влюбленные обвенчались, жили скромно и были искренне счастливы, особенно счастлив был художник в день рождения дочери, которую супруги назвали Ольгой. Но на следующий день после рождения Олюшки Мария Ивановна умерла – Нестеров оставался с женой до последнего мгновения глядя ей в глаза… Желая сохранить в памяти образ любимой, Михаил Васильевич написал множество ее портретов, но многие из них не сохранил – слишком много боли они ему причиняли.

История вторая: влюбиться в голос

В Кисловодске Нестеров повстречал женщину, которую в своей автобиографии называет «Л.П.»

Я… вторично испытал сильную любовь, ее чары, радости, горести, волнения в такой неожиданной и бурной форме, как, быть может, не пережил в свои юношеские годы

Л.П. Нестеров полюбил, даже не видя ее – в первые две встречи он лишь слышал ее голос из-за занавески маленького деревянного домика. Голос ее показался художнику «чарующим, глубоким, мелодичным и неотразимо прекрасным» – молодая женщина была оперной певицей. Нестеров упоминал, что была она кудрява, ходила в итальянском плаще, носила пенсне и что ему хотелось слушать и слушать ее голос без конца. Они быстро сблизились и полюбили друг друга – после каждого выступления художник «анонимно» преподносил ей букеты из белых чайных роз.

Кто были эти "многочисленные поклонники", знали только мы с Л.П.

Влюбленные даже были помолвлены, но в последний момент девушка изменила решение и вскоре скоропостижно скончалась.

История третья: почитательница таланта

Со своей второй женой Нестеров познакомился благодаря дочери: «госпожу Васильеву», одну из учительниц Олюшки в институте благородных девиц художник знал заочно по восторженным отзывам дочери. Впервые увидел он Екатерину Петровну у себя в мастерской – она заглянула посмотреть на новую картину художника «Святая Русь».

«Святая Русь»
«Святая Русь»

Вошла высокая, красивая, одетая в черное скромная девушка… Долго смотрела моя гостья на «Святую Русь». Картина очень понравилась, а г-жа Васильева понравилась мне. Я попросил ее присесть. Разговорились с неразговорчивой девушкой.

Нестеров, Портрет Е.Н. Нестеровой, 1905 г.
Нестеров, Портрет Е.Н. Нестеровой, 1905 г.

По словам самого Нестерова, уже спустя пару месяцев они сыграли свадьбу. Молодая жена также стала музой художника. Один из ее лучших портретов, Нестеров написал, пленясь очарованием момента, не продумывая ни позу, ни композицию. Екатерина сидела однажды солнечным утром в кресле у окна. Нестеров вдруг остановился и попросил остаться в той же естественной позе – так и появился этот портрет.

Читайте также: