В прошлый раз мы рассказали вам о карьере самого скандально известного участника «Могучей кучки» – Цезаря Кюи. Сегодня поведаем о том, как любовь стала толчком к развитию его таланта, и какой подарок вскоре после свадьбы Цезарь Антонович сделал своей жене.
Музыкальная валентинка и подарок на свадьбу
С певицей Мальвиной Бамберг Цезарь Кюи познакомился у Даргомыжского. Через год влюбленные обвенчались. Музыкальный и художественный критик Стасов называет одной из важнейших причин развития таланта Кюи именно любовь, ведь первое свое серьезное музыкальное произведение Цезарь написал, выражая свои чувства к Мальвине:
Материал и умение были готовы. Нужна была только искра, чтобы порох загорелся ярким и могучим пламенем. Искра эта явилась… в виде страстной любви его к молодой девице. С этою первою его юношескою страстью неразрывно связаны первые его шаги как музыкального композитора. Его первое сочинение (ор. 1) – скерцо для фортепиано в четыре руки на музыкальные ноты В, А, В, Е, G (буквы из фамилии Bamberg), причем в средней части главную роль играют ноты С, С (César Cui)
Через четыре месяца после свадьбы Цезарь Кюи преподнес своей возлюбленной еще один романтический музыкальный подарок – целую оперу!
Настоящим оперным дебютом Кюи стал «Сын мандарина» на либретто В. А. Крылова. Роль главной героини была написана Кюи специально для Мальвины. Композитор признавался, что таким образом хотел подарить жене ее давнюю мечту:
Я написал „Сына мандарина“, тоже на текст В. Крылова. Моя жена пела даже одно время, до замужества, мечтала об артистической карьере. Она занималась с Даргомыжским, проходила с ним „Русалку“ и некоторые романсы
Первая домашняя постановка
Эту одноактную комическую оперу в первый раз поставили дома у родителей Мальвины в 1859 году.
- В роли чиновника-Мандарина выступал М. П. Мусоргский.
- Партии слуг исполнили артисты-любители Л. И. Чернявский и К. Н. Вельяминов.
- Но в роли Трактирщика – выступил профессиональный оперный певец, солист императорских театров П. И. Гумбин.
- Инструментальная партия исполнялась на клавире, а увертюру Кюи и лидер «Могучей кучки» М.А. Балакирев играли в четыре руки.
Участники сами готовили костюмы и парики, а декорации сделали из старых обоев в китайском стиле. Несмотря на такой формат премьеры, среди слушателей в тот день были именитые деятели культуры: Даргомыжский и Стасов.
А про игру Мусоргского свидетели вспоминали, что «он сыграл с такою жизнью, веселостью, с такою ловкостью и комизмом пения, дикции, поз и движений, что заставил хохотать всю компанию своих друзей и товарищей».
Сюжет
Сюжет романтично-комической оперы прост: дочь трактирщика и его безродный слуга-сирота влюблены друг в друга. Второй слуга, корыстный и бестолковый, стремится разлучить влюбленных. Он уже десять лет работает на трактирщика, чтобы получить за это в жены его дочь и требует исполнения условий контракта. В гостиницу при трактире прибывает чиновник-Мандарин, который ищет некогда брошенного им сына. Выясняется, что потерянный сын мандарина – тот самый безродный слуга. Этот факт делает счастливым всех: трактирщик с радостью отдает дочь за главного героя, даже ревнивый слуга получает от мандарина несколько мешков с золотом.
Особенности оперы
Кюи написал «Сына мандарина», вдохновившись оперой французского композитора Даниэля Обера «Бронзовый конь».
На создании восточного колорита Кюи помогал Балакирев, настояв на частом использовании арфы, что по началу Кюи казалось неуместным, но итоговый результат автору понравился.
Пересматривая инструментовку “Мандарина”, я все улыбался от удовольствия
– писал Кюи Балакиреву. Цезарь Кюи также прибегает и имитации стука барабана и звона китайских колокольчиков.
В «Сыне мандарина» сконцентрированы все характерные для России середины XIX века представления о Китае и его музыке. Не случайно в этом произведении одним из главных становится церемониальный марш, возвещающий появление мандарина.
Трогательно-комично, что в последних тактах этого Кюи добавил оригинальный прием: имитацию звучания китайской музыкальной шкатулки, у которой под конец мелодии будто бы заканчивается завод, что подчеркивает также и «игрушечность» всей истории, рассказанной Кюи.
Успех оперы на большой сцене:
Впервые на профессиональной сцене оперу поставили в 1878 году, а в 1901 году состоялась ее премьера на сцене Большого театра в Москве.
Интерес к «Сыну мандарина» не угасает и в современности: в 2023 году на Камерной сцене Большого театра состоялась премьера спектакля Алексея Франдетти «Сын мандарина. Соловей», объединяющего две одноактные оперы: «Сын мандарина» Цезаря Кюи и «Соловей» Игоря Стравинского.
Слова о любви в тг-канале «Бранч искусствоведа»
Также мы оформили в виде карточек слова о любви разных эпох и стран – заглядывайте посмотреть в нашем тг-канале!