Джованни Больдини был одним из самых выдающихся художников конца XIX – начала XX века. Однако имя итальянского мастера, отличавшегося энергичной манерой письма, известно не каждому.
Начало творческого пути
Больдини родился в Феррари в семье художника. Интерес к искусству будущий живописец перенял у своего отца, проводя свободное время в его мастерской. Талант Больдини проявился еще в детстве: в возрасте семи лет он написал свой первый автопортрет, а затем начал исполнять портреты своих сверстников и посетителей мастерской отца.
В 1862 году Больдини переехал во Флоренцию, где в течении 6 лет учился живописи в Академии художеств. Там он познакомился с художниками-реалистами из «Школы Маккъяоли», предшественниками итальянского импрессионизма, и с будущим ведущим импрессионистом Эдгаром Дега. Они оказали большое влияние на раннее творчество Больдини. В последствии Дега выказывал восторг в адрес итальянского мастера:
Вы, месье, чудовищно талантливы!
В 1867 году Больдини навсегда покинул Италию и переехал в Париж – центр мировой живописи. А через два года отправился в Лондон, что навсегда изменило его жизнь, ведь именно там художник добился успеха как портретист. Он начал писать портреты английской элиты, а позже, после возвращения в Париж, и французской.
Больдини-портретист
Благодаря своему энергичному и экспрессивному стилю письма он стал одним из самых известных и востребованных парижских портретистов XIX века. Больдини создал целый цикл портретов выдающихся европейских деятелей искусства и культуры, над которыми работал с 1890 по 1910 год. Среди таких личностей были: художник Лоренс Александр Харрисон, граф Робер де Монтескью, художники Анри Тулуз-Лотрек и Джон Сингер Сарджент.
Особое место в творчестве итальянского мастера занимали женские образы, представляющие собой синтез чувственности и художественной экспрессии. Он никогда не стремился к идеализированной красоте, он передавал индивидуальность своих моделей. Больдини подчеркивал чувственность каждой женщины через утонченность, грацию, выразительные черты лица, повороты тела и головы.
Несмотря на влияние разных мастеров, художник выработал свой собственный стиль, принесший ему звание «мастера свистящего мазка», который трудно отнести к какому-то конкретному течению. Биограф Больдини Алессандра Боргоджели пишет:
Больдини живет в двух реальностях — маккьяйоли и французской, создавая свой собственный стиль, который приведет его, как мы увидим, к расхождению и с одной, и с другой, или, по крайней мере, к отказу от пассивного следования любой из них, отвергая видение мира «таким, какой он есть». Фактически, того, что представляется глазу, ему недостаточно, и по этой причине он решает расшатать реальность и подвергнуть ее особой деконструкции через процесс дематериализации и последующей динамизации.